Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Категория: Страничка педагога-психолога
- Обновлено 07.02.2019 11:26
- Создано 07.02.2019 11:26
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 649
Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила и провела:
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Мазитова Т.В.
Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными причинами, способствующими этому, считаются следующие:
– увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия);
– ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки и отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
Исследования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), проведенные современными учеными, показывают недостаточный уровень сформированности не только речевого развития, но также крупной и мелкой моторики, дыхательного и речевого аппарата и психического состояния.
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов Министерства образовании Российской Федерации.
На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ДО, каждый ребенок имеет право на посещение ДОУ. При этом должны быть учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе – детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
- дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
- дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
- дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
- дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
- дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Таким образом, контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза (нарушение индивидуального развития организма; затруднение, отклонение от нормы, расстройство). Самым главным приоритетным направлением в работе педагога с подобными детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также «других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)».
В таких ДОУ детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают необходимую всестороннюю квалифицированную помощь. Здесь решают важные задачи – воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
Вместе с тем для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ следует проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, условиях взаимодействия со специалистами ДОУ.
Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Основными направлениями проводимой работы являются:
– раннее выявление детей с отклонениями в развитии для осуществления ранней коррекции;
– комплексное обследование детей педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
– разработка педагогами индивидуальных маршрутов развития детей, а также создание рабочей программы по возрастам;
– бесспорным плюсом коррекционных групп становится то, что учителя-логопеды и дефектологи находятся непосредственно с детьми в течение всего дня, и это дает им возможность наблюдать за детьми в различных видах деятельности и режимных моментах, имея возможность фиксировать и впоследствии корректировать отклонения;
– социально-психологическое изучение семьи;
– обязательное взаимодействие с семьями детей и ежедневное вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс;
– работа консультативного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Дети с ОВЗ имеют возможность получить качественное образование и лучше адаптироваться к современной жизни. Здоровым же детям это позволит развить толерантность, ответственность, взаимодействие, взаимопонимание и взаимоуважение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности детей с ОВЗ предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы.
Опыт показывает, что многие дети, получив своевременную помощь квалифицированных специалистов в детских садах комбинированного типа, могут успешно продолжать обучение в общеобразовательных (не коррекционных) школах. Поскольку дети получили коррекционную, психолого-педагогическую помощь специалистов и прошли социальную адаптацию внутри группы.
Инновационная деятельность МАОУ
Дом, где живет здоровье
Независимая оценка качества
Актуально
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>