Прием детей в МАОУ
Психолого-педагогическое сопровождение
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Выписка из приказа от 30.05.25г. №98/1 ОД "Об организации летнего оздоровительного периода" (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
План летней оздоровительной работы МАОУ (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Режим дня в детском саду в теплый период года (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Расписание итоговых тематических мероприятий (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Расписание занятий (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Национальный проект "Образование"
Странички педагогов
Нам важно ваше мнение
Статья «Положительная оценка – залог успешности самореализации личности ребенка с ОВЗ»
- Категория: Страничка педагога-психолога
- Обновлено 28.10.2020 17:23
- Создано 29.01.2019 15:04
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 5032
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ
Подготовила:
Маненькова.В.А., воспитатель гр.11
МООД ул. Ворошилова,8
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а положительная педагогическая оценка в воспитании ребёнка признаётся залогом успешности самореализации личности дошкольника.
Педагогическая оценка в практике дошкольного образования часто рассматривается односторонне, подобно школьной практике (это оценка знаний, умений, способов действий, личностных качеств), отсутствует ориентировка на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних показателей с вчерашними).
В дошкольном возрасте отношение, оценка взрослого (родителей, педагога) приобретает для ребенка особую важность. Дошкольник находится в большой эмоциональной зависимости от родителей и педагогов. В процессе взросления у дошкольника постепенно изменяется отношение к деятельности и своему поведению. Однако адекватно оценивать свои действия ребенок не всегда может, так как во всем привык полагаться на взрослого. Взрослый для малыша - образец того, как нужно делать, и одновременно - источник оценки его действий.
В младенческом возрасте отношения родителей к ребенку строятся на его полном принятии, поэтому оценка носит абсолютный положительно-эмоциональный характер. Постепенно в ходе овладения сначала манипуляциями, а потом и предметными действиями ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым его практических действий «получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие». Так потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет поведение ребенка. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия. Поддержка и одобрение взрослым любых, даже самых незначительных успехов, позволяет удовлетворить потребность ребенка в любви, эмоциональной поддержке, уважении и признании. А если взрослый постоянно делает замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его. Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат своих действий, стремиться достигать желаемых социально и личностно значимых результатов. Оценка взрослого становится регулятором действий ребенка. Под воздействием этой оценки развивается умение действовать сознательно, формируются эмоциональная сфера, волевые процессы, характер. Важно, чтобы в ходе педагогического оценивания главной точкой отсчета должны быть собственные достижения ребенка (сравнение ребенка с тем, каким он был еще сравнительно недавно; достижения сегодня по отношению к его результатам вчера). Нельзя подчеркивать, что он еще чего-то не умеет, чтобы не отбить интерес к важному для него занятию, внушить уверенность в своих силах, и почувствовать свою значимость. Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе.
Современная дошкольная педагогика предлагает новую типологию оценочных высказываний педагога ДОУ, обусловленную характером взаимоотношений и взаимодействий в системе «взрослый – ребёнок». Е.А. Царегородцева выделила 4 типа педагогической оценки: разрушающий, ограничивающий, поддерживающий и развивающий.
* Деструктивный (разрушающий) тип педагогической оценки - это такие оценочные высказывания педагога, которые содержат критическое мнение о воспитаннике, его личностных качествах, поведенческих актах, действиях и их результатах. Пример: «На что же это похоже?», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Опять все сделала не так»…
* Оценочные высказывания ограничивающего (рестриктивного) типа выносятся посредством соотнесения действий и результатов ребенка с некоторым эталоном «образцом», правилом поведения, который хорошо знает взрослый и «как бы» должен знать воспитанник. Примеры: «Сегодня у тебя неплохо получилось, но...»; «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь!». Такая педагогическая оценка ведет к угасанию инициативности, самостоятельности; приводит к формированию установки ребенка все действия осуществлять только по образцу взрослого.
* Поддерживающий тип педагогической оценки (реструктивный). Примеры: «Умный, отзывчивый, добрый, ответственный», «Я очень рада за тебя! У тебя так замечательно стали получаться эти фигурки», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ты у нас такой храбрый», «Молодец! Ну, ты просто талант». Хотя этот вид оценки обеспечивает процессы, необходимые для сохранения целостности личности воспитанника на определенном уровне образовательных достижений, однако не всегда обеспечивает перспективу и тактику развития в рамках образовательного процесса.
* Конструктивный (развивающий) тип педагогической оценки осуществляется с позиции интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Этот тип педагогических оценок должен расширять зону ближайшего развития ребенка и «пробуждать и вызывать к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Примером являются следующие речевые высказывания: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что, и этому, ты научишься»; «Какие замечательные работы. Может, ты сможешь научить этому других ребят?», «Ты быстро нашла решение этой задачки, а другие способы сможешь открыть». Педагогическая оценка ориентирует ребенка в осуществлении адекватной оценки своих образовательных достижений.
Целенаправленное оценочное высказывание педагога должно быть выстроено в соответствии со следующей структурой: обращение к ребёнку, обращение к ситуации, отношение к ребёнку. В этом случае воспитатель может обратиться к позитивным моментам или в оценке ситуации, или в оценке личностных качеств дошкольника. Положительная оценка рождает уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе. Ребёнок находясь в состоянии «душевного комфорта» будет проявлять инициативу, самостоятельность, творчество, активность, не опасаясь возможности неудачи. Особенно это ярко проявляется в продуктивных видах деятельности (в частности, конструирование).
Кроме подобных вербальных оценок, в нашем детском саду разработаны и апробированы модули успешности для старших дошкольников. Их мы используем на занятиях и в совместной деятельности – помещая фотографии воспитанников по результатам деятельности дошкольников, т.е. это делает сам педагог, 2 вариант – самооценка самих дошкольников. Эти модули помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Также в детском саду мы проводим различные викторины, олимпиады, турниры, где участвуют все дети старшего дошкольного возраста. Каждый ребёнок имеет возможность повысить свою самооценку и как стимул получить грамоту или медаль.
Таким образом, положительная оценка рождает уверенность в своих силах, положительное отношение к себе. Маленький ребенок способен раскрыться как личность, в полной мере проявить свою творческую инициативу и самостоятельность, в том случае, если ребенок чувствует себя в безопасности, ему удобно и приятно действовать; он ясно понимает и разделяет те требования, которые к нему предъявляются; где ценят его таким, какой он есть, и отмечают его успехи и достижения.
Актуально
Инновационная деятельность МАОУ
Независимая оценка качества
Дом, где живет здоровье
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>