Развитие системного мышления
- Категория: Консультации
- Обновлено 28.02.2014 18:45
- Создано 28.02.2014 20:20
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 6204
Тренинг для педагогов
«Развитие системного мышления у дошкольников»
Одним из качеств, формирующих творческое мышление у детей, является системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Чтобы лучше понять, что такое системное мышление, приведу несколько примеров несистемного подхода или несистемного мышления.
Все крупные организационные ошибки - это, как правило, результат несистемного подхода, узкого, одностороннего, без учета причин и следствий, а ещё хуже, предвзятого.
• Катастрофическое обмеление Аральского озера наступило не мгновенно, оно было следствием того, что недопустимо много отбирали воды из рек Сырдарьи и Амударьи на орошение полей хлопка, не учитывая затрат воды на естественное испарение и прочие многочисленные потери воды. К расчетам и предостережениям ученых не прислушались. Это пример предвзятого решения. Все понимали и делали умышленно во зло будущим поколениям своего же народа.
• Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов - пример преступного несистемного подхода.
• Был такой случай. Заселили озеро ценной рыбой, но не подумали, что на вытекающей из озера реке есть высокий водопад, который рыба преодолеть не может. Пришлось строить наклонную трубу.
Согласитесь, что многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление.
Теперь поговорим о системном мышлении.
Под термином система будем понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.
Вообще говоря, любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело - это и есть система.
Считается, что системное мышление - это самая выигрышная черта диалектического мышления.
С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему должны рассматриваться и сами по себе и в связи со многими другими объектами и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода.
Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.
Есть такая притча о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это палка”. “Это - шершавая колонна”, - сказал третий, трогая ногу. “Нет, - это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона...
В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод обо всей системе только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.
Зачем знать, что системы состоят из частей?
• Чтобы знать, что мир не однороден.
• Чтобы познать систему, проведя ее анализ по частям.
• Чтобы понять, чем отличается одна система от другой.
• Чтобы построить правильную модель системы.
Делить систему на подсистемы можно различными способами, по разным критериям. Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же как и число надсистем, в которые эта система входит как часть. Например, окно состоит из рамы, переплета, стекол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы. С другой стороны, надсистемами окна могут быть: дом, автобус, вагон, автомобиль... - те системы, в которые окно входит как их часть.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.
Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Несколько игр и упражнений для усвоения детьми понятий система, подсистема, надсистема, системный эффект, сверхэффект.
Для каждого возраста может быть подобран свой набор заданий. Начнем с самых простых упражнений.
Надо ли говорить детям слово "система"? Опыт работы с четырехлетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин.
Содержание тренинга:
Методические указания:
1. Упражнения требуют наличия предварительно подобранного или изготовленного реквизита (рисунков различных предметов и их частей или самих предметов, разобранных на составные части).
2. В описаниях упражнений важен их принцип, конкретное содержание может быть любым и выбирается в зависимости от имеющихся возможностей.
3. Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самому составить нужный ему предмет. При первом знакомстве с заданиями помогите наводящими вопросами: Это чья голова? Что есть у рыбы, кроме головы?
4. Хвалите детей даже за маленькие успехи. Не заставляйте ребенка решать задачки насильно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить упражнения, займитесь его развитием, показывайте ему множество разных предметов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (проводится игровой тренинг с педагогами).
Упражнение 1. “Собери предмет”.
Данное упражнение предназначено для детей младшего возраста (от 2 до 6 лет), не умеющих ни читать, ни писать.
Методика выполнения упражнения:
На столе хаотично размещены подсистемы (части) какой-либо заранее подобранной системы. Для самых маленьких рядом находится уже собранный предмет (образец). В упражнении от ребенка требуется найти (подобрать) все подсистемы и собрать их в систему. Для детей постарше оригинала не приводится.
Примерные задания для детей 2, 3, 4 лет:
Задание 1. Собрать огурец из трех частей (заранее порезанных).
Задание 2. Собрать рыбу из трех частей.
Задание 3. Собрать крокодила (игрушечного).
Задание 4. Собрать шишку, тигра, собаку, бабочку и т.д.
Для детей 5, 6 лет задания посложнее:
Задание 5. Собрать автомобиль (систему) из его частей (подсистем): кузов, колеса, фары, номера, руль…
Задание 6. Собрать велосипед: руль, педали, колеса, рама…
Задание 7. Собрать куклу: голова, руки, ноги, туловище…
Задание 8. Собрать очки: дужки, стекла, перемычка между стеклами, очечник…
Задание 9. Собрать портфель: корпус, ручка, замок, крышка…
Задание 10. Собрать телефон: корпус телефона, трубка, шнур, провод…
Задание 11. Собрать самолет: фюзеляж самолета, шасси, мотор, второй мотор.
Упражнение 2. “Составь иерархию частей системы” (подсистема).
Методика выполнения упражнения:
На столе разложены заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например, дерево. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, - подсистемы: ствол, сучья, листья, клетка, ядро клетки...
От ребенка требуется составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (С-ПС-ППС-ПППС).
По возможности следует использовать вместо рисунков разобранные на части разнообразные предметы.
Примерные задания:
Задание 1. Земля, Евразия, Россия, Новгород, Новгородский кремль, Памятник тысячелетию России, Пушкин, его голова…
Задание 2. Шкаф с одеждой, пальто, рукав, пуговица, нитки…
Задание 3. Телефон, корпус, цифронабиратель, диск с дырочками…
Задание 4. Самолет, фюзеляж, крылья, элероны…
Задание 5. Парусник, мачта, стеньга, парус, шкаторина...
Задание 6. Портфель, пенал, карандаш, грифель, кончик грифеля...
Задание 7. Рыба, голова, рот, зуб, часть зуба…. и т.д.
Упражнение 3. “Составь иерархию надсистем”.
Методика проведения упражнения:
Это упражнение проводится аналогично упражнению 2. Даны рисунки дерева и, в хаотичном порядке: часть леса, лес, ландшафт, страна…
От ребенка требуется составить иерархию (правильно расположить рисунки) надсистем (НННС-ННС-НС-С) для данной системы.
Примерные задания:
Задание 1. Земля и ее НС: Солнечная система, созвездие, галактика, метагалактика, Вселенная…
Задание 2. Шкаф: мебель, квартира, дом, улица, квартал, город, страна…
Придумайте самостоятельно 15-20 аналогичных заданий.
Упражнение 4. "Что здесь простое, а что составное?"
Методика выполнения упражнения:
На столе лежат рисунки, на которых изображены несколько пар простых и составных предметов (или сами предметы, по возможности).
Спросите ребенка, чем отличаются предметы в указанной паре?
Портфель полный книг - это система? В этой системе и книги и сам портфель - подсистемы. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель – стал системой, состоящей из ПС: боковины, дно, крышка, ручка, застежка...
В бане жара. Баня - это система. А жара – это система? А пар? Мочалка? Мыло? Все это системы, кроме жары. Жара - это свойство или качество системы.
Примерные задания (пары предметов):
1. Стакан пустой и стакан с водой.
2. Лист чистый, лист с текстом и книга.
3. "Сдутый" шарик и надутый шарик.
4. Вода “Ключевая” и лимонад.
5. Грифель и карандаш.
6. Пустая катушка из-под ниток и катушка с нитками.
7. Вода и суп.
8. Вода и лед.
9. Вода и пар.
10. Вода и туман (туман - это мельчайшие водяные капельки в воздухе, а водяной пар - это молекулы воды в воздухе, он бесцветен, а туман как белое облако).
Упражнение 5. "Докажи, что Один предмет - это Много"
Методика выполнения упражнения:
Дана система С. Доказать, что С=ПС1+ПС2+ПС3+ПС4+...
Дайте ребенку что-нибудь разобрать - старый будильник, игрушку, мясорубку, электрический фонарик..., иначе он разберет на подсистемы какую-нибудь ценную систему. Говорят, продают специальные игрушки, предназначенные для разборки.
Цель: дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей, разных или одинаковых.
Примерные задания:
Задание 1. Из чего состоит ДОМ? (Крыша, стены, окна...)
Задание 2. Из чего состоит СТУЛ? (Сидение, ножки, спинка...)
Задание 3. Мы решили приготовить к празднику торт. Что нам понадобится? (Масло, мука, сахар, яйца, соль, варенье...).
Задание 4. Надо сшить для Барби платье. Что для этого понадобится?
Упражнение 6. "Найди Целое по её Части или метод Шерлока Холмса"
Методика выполнения упражнения:
Дана одна ПС. Найдите Систему. Верно ли говорили древние, что, если мы видим одного льва, можно считать, что видели всех львов, одного волка - всех волков?
Всегда ли по ПС можно угадать Систему? Можно ли по стоптанному башмаку сказать, кто его хозяин? Шерлок Холмс смог бы.
Что можно по одежде сказать о человеке?
Зададим ПС, попробуем найти побольше систем, для которых она - часть. Пусть ПС - лапа. Она может быть частью собаки, белки, лисицы...
Примерные задания:
Задание 1. Яблоко (яблоня, ваза с яблоками, натюрморт, овощной магазин, пирог…).
Задание 2. Пчела (пчелиный рой, улей, насекомые…).
Задание 3. Стул (мебель, интерьер, магазин, изделия столярной мастерской…).
Задание 4. Лист бумаги (книга, настенный календарь, блокнот, тетрадь, пачка писчей бумаги...).
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище. (С: обезьяна, человек, кукла, робот, портрет).
Даны ПС: Голова, глаза, туловище (С: все млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые).
Даны ПС: Голова, туловище. (Все животные, кроме простейших).
Даны ПС: Ствол, лист, корень. (С: дерево).
Дана ПС: Ствол. (С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта).
Вариант 3. Теперь по нарастанию числа ПС:
Упражнение 7. "Назови Целое по его Частям".
Методика выполнения упражнения:
Даны несколько ПС. Требуется найти С.
Вариант 1. Называют несколько ПС, просят ребенка догадаться, к каким системам они могут принадлежать.
Даны ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы. (С: лес, парк, роща, тайга, бор, джунгли).
Даны ПС: вода, рыбы, водоросли... (С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд).
Даны ПС: обложка, корешок, страницы... (С: книга или фотоальбом).
Вариант 2. Называют несколько ПС, а дети называют системы. Число ПС сокращают. Что будет с числом систем?
Даны ПС: Голова, руки, глаза, туловище, хвост. (С: обезьяна).
- У каких систем есть труба? (Дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль...).
- У каких систем есть и труба и колеса? (Автомобиль, паровоз, колесный пароход).
- Труба, колеса и якорь? (Остался колесный пароход).
Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.
- У кого есть иголки? (Ель, сосна, кедр, роза, акация, ёж, дикобраз, кактус, ерш...).
- А у кого есть иголки и жабры? (Ерш…).
- Подошва? (Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень...).
- Подошва и снег? (Высокая гора).
Вариант 4. Раскладывают предметы или рисунки предметов. Просят назвать, частью каких систем они являются.
- Слон - это ПС следующих систем: тропических животных, семейства млекопитающих, отряда хоботовых, системы теплокровных, толстокожих...
Упражнение 8. "Продолжи уменьшение и увеличение до предела"
Методика выполнения упражнения:
Дана С. Требуется найти ПС, ППС, ПППС, ППППС... и НС, ННС, НННС, ННННС...
Называют предмет и просят составить два ряда: в сторону уменьшения размеров ПС до предела и в сторону увеличения размеров НС, тоже до предела.
Например, дана система - дерево:
Дерево – ветка – лист – клетка - ядро клетки - хромосомы – ДНК – гены – молекулы – атомы - ядра атомов - элементарные частицы – кварки (мельчайшие "кирпичики" мироздания).
Теперь в сторону увеличения размера:
Дерево – лес – ландшафт – материк – Земля - Солнечная система – созвездие - Галактика – Метагалактика - Вселенная.
Это называют "системным лифтом".
Покажите детям, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, конечный результат (Вселенная и кварки) будет тот же.
…Комната – квартира – дом – город – район – область – страна - материк…
Так можно "погулять" по всем частям Вселенной. Ребенок должен понять, что Мир бесконечен и в сторону увеличения и в сторону уменьшения, и "вверх и вниз".
Эта игра - удобный случай рассказать детям о безграничности Вселенной.
Упражнение 9. "Что посередине"
Методика выполнения упражнения:
Дана ПС и НС. Требуется определить С, находящуюся посередине.
Примерные задания:
Задание 1. Колесо - ? - Транспорт (Автомобиль, трамвай, велосипед, тепловоз, телега, мотоцикл...).
Задание 2. Крыльцо - ? - Деревня (Дом).
Задание 3. Яблоко - ? - Сад (Яблоня).
Задание 4. Шнурок - ?- Обувь (Ботинок, кеды, туфли, кроссовки).
Задание 5. Лист - ? – Дерево (Ветка).
Правильных ответов может быть много.
Предложите детям самим придумать подобные упражнения.
Упражнение 10. “Найди общее”
Методика выполнения упражнения:
Даны несколько Систем. Необходимо найти общие для них ПС и НС.
Например:
Даны Системы: Площадь. Улица. Проспект.
Общие для них ПС: асфальт, шум.
Общие НС: район, город.
Придумайте самостоятельно 10-15 заданий.
Упражнение 11. “Частью чего это является?”
Методика выполнения упражнения:
Начните с какого-нибудь предмета. Например, со стула.
- Частью чего стул является?
- Частью мебели.
- Мебель частью чего является?
- Частью квартиры.
- Квартира частью чего является?
- Частью дома.
Дальше продолжите самостоятельно.
Теперь начните с другого предмета, например с горошины.
Чем Вы закончите?
Упражнение 12. Вопросы на понимание состава систем.
1. Смех - это система? Карандаш - это система? Восторг – это система? Капля – это система?
2. В какую систему входят мох, деревья, грибы?
3. Продолжи ряд: ноготь, палец, ладонь,...
4. Продолжи ряд: спица, колесо,...
5. Продолжи ряд: буква, страница...
6. Назови самую большую систему, которая тебе известна.
7. Назови части вооружения рыцаря (шлем, копье, меч,...)
8. Найди лишнее слово, назови по какому признаку (критерию) оно лишнее:
Сазан, щука, лещ, камбала, карась, сом.
Акула, треска, кит, камбала, минтай, салака.
Рож, овес, пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, тимофеевка, клевер, помидоры.
9. Что общего у ежа, елки, швейной машинки? Что общего у паровоза, дома, корабля?
Упражнение 13. Вопросы на понимание системного эффекта.
Методика проведения упражнения:
На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, бумага, свеча, резинка. Полезные системы: книга+очки+свечка (можно читать в темноте), карандаш+бумага+резинка (удобно рисовать). Винт – отвертка. Очки – очешник. Замок – ключ. Мыло – мыльница. Ружьё - патрон – чехол – шомпол. Сабля – ножны.
Вопросы на понимание системного эффекта.
1. Составь полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, книга, резинка, стакан, стул, нитка, очки, носки, полка…
2. Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта? (Разделение функций - одни охраняют, другие едят или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения...).
3. Зачем растения объединяются в лес? (Защита от ветров, воспроизведение субстрата, опыление…).
4. Зачем люди живут деревнями, строят города?
5. Зачем детей в школе объединяют в классы?
6. Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно двигаются и трутся друг о друга?
7. Ради какого системного эффекта созданы системы: диван-кровать, кресло-кровать, железобетон?
8. Рассмотрите с детьми сказки, где описан системный эффект. Например, сказка о репке. Репку вытащила система: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка.
9. Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни? Например, для муравьев, муравьиная куча – это защита потомства, хранение пищи, микроклимат зимой, защита матки и повышение её плодовитости.
Упражнение 14. Задания на умение находить главное.
1. На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о Земле все. Расскажи ему самое главное десятью фразами (10 мыслями).
2. Проанализируйте сказку (любую) на предмет возможности исключения из нее каких-то персонажей. Кого можно исключить, кого нельзя исключить?
3. Из каких главных частей состоит стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка? Как связаны между собой эти части?
4. Без каких компонентов можно сварить суп, а без каких нельзя?
5. Какие главные части входят в известные детям задачи?
Автор:педпгог-психолог Губайдуллина Н.Е.
Инновационная деятельность МАОУ
Дом, где живет здоровье
Независимая оценка качества
Актуально
Безопасность
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>