• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню

Нам важно ваше мнение

Роль сказки в правовом воспитании детей

Большинство исследователей и педагогов-практиков признают сказку наиболее эффективным средством решения задач нравственного воспитания на дошкольном этапе. А так как правовое воспитание тесно связано с нравственно-патриотическим и опирается на него, то можно утверждать, что сказки являются эффективным средством и правового воспитания детей дошкольного возраста. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной и личностной сферы ребенка, так как сказка является наиболее любимым литературным жанром в этом возрасте. В.Г. Подзолков особо подчеркивает роль сказок в дошкольном возрасте при воспитании у детей правовых норм.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка, по мнению И.В. Дубровиной, заключается в следующем:
1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом.
Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают ему стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать информацию, содержащуюся в сказках.
Восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности. Однако восприятие не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.
При соответствующей педагогической работе уже у ребенка раннего возраста можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить следить его за ходом событий и пережить новые для него чувства. Ребенок не хочет и не умеет занять позиции стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Он пытается вмешаться в них, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно. Эту черту верно подметила Е.А. Флерина. Она говорит, что дошкольник обычно занимает позицию внутри воображаемых обстоятельств, а не вне их, движимый состраданием к герою, ребенок пытается непосредственно, практически воздействовать на произведение искусства, вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем изображенную.
А.В. Запорожец в своих исследованиях, посвященных анализу восприятия детьми-дошкольниками литературных произведений, показал, что ребенок с необычной непосредственностью и эмоциональностью проникается сочувствием к положительным героям произведения. Малышей не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто «хороший», а кто «плохой». Они стремятся сразу же выделить положительных героев, безоговорочно принимают их позиции и становятся в резко отрицательное отношение ко всем, кто препятствует осуществлению замыслов этих героев. Делается это детьми с такой прямолинейностью, что иногда даже неодушевленные предметы подвергаются суровой оценке, когда ребенок не находит подходящего живого персонажа, на которого можно было бы возложить ответственность за случившееся.
Младшие дошкольники еще недостаточно осознают основания своего отношения к героям произведения и просто оценивают их как хороших и плохих, старшие - уже аргументируют свои оценки, указывая на общественное значение того или иного поступка. Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной моральной оценке связана с развитием у детей дошкольного возраста внутреннего мысленного сопереживания и содействия героям литературных произведений. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.
О.И. Соловьева отмечает, что старшие дошкольники чрезвычайно интересуются волшебными сказками. Вопросы и пересказы детей свидетельствуют о том, что их интересует поведение персонажей, их взаимоотношения, смысл и мотивы поступков, восстановление нарушенной справедливости. Центром детского внимания и интереса является сказочный герой. Судьба героя волнует детей, и они следят за ней с неослабевающим интересом. Все, что мешает ему, вызывает у них отрицательное отношение. Горячие симпатии детей к положительным героям, сострадание к невинно гонимым, возмущение коварством, жестокостью отрицательных персонажей, удовлетворение актом возмездия, углубление положительных образов в пересказах - все это говорит о том, что моральная сторона волшебных сказок воспринимается детьми правильно, они понимают, где добро и зло, и со всей силой непосредственных эмоций встают на сторону добра.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему воспринимать не только героя с однозначным, «монолитным» характером (плохой или хороший), как это было в предшествующий период, но и более сложного, чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственным переживанием, и сложными мотивами. Возможность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему.
Сопереживание помогает ребенку проникнуть в такие мотивы поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами. А обоснование моральной оценки и отнесение поступка персонажа к хорошим и плохим все больше опирается на проникновение во взаимоотношения сказочных героев. Поступок берется в его отношении не только тому, кто его произвел, но и к тому, на кого он направлен. Таким образом, у детей происходит интенсивное усвоение моральных представлений и этических оценок, в чем способна помочь сказка.
Итак, сказка призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.
Сказки без лишнего дидактизма помогают сформировать у ребенка нравственное отношение к действительности, несут совокупную информацию о выработанной в обществе системе ценностей, в том числе и правовых, целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.
Сказки поддерживают и санкционируют определенные нормы поведения. Они являются руководством к действию, диктуют способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с обществом и друг с другом. В сказках (поучительных историях) идет обучение детей социальным нормам жизнедеятельности. Они направлены на то, чтобы наилучшим образом закрепить в памяти детей социальные (в том числе и правовые) нормы, знания своего общества. Сказки, аккумулируя и распространяя социальный опыт, являются не только нормативной, но и определенной идеологической системой. При воздействии их на эмоциональную память ребенка в его сознании закрепляются социальные процессы.
В сказках, наряду с нормами морали («что такое хорошо и что такое плохо»), закладываются варианты правового поведения. Прививаются понятия о том, что обязательно надо делать («должно»), что разрешено делать («можно»), что запрещено делать («нельзя») и что безразлично для общества, то есть можно поступать по своему усмотрению. Содержание правовых и моральных норм, изложенных в сказках, воздействует на дошкольников, их психику и через нее на поведение.
Воспитание в детях основ правомерного поведения должно проходить целенаправленно и системно, путем постепенного освоения ими основных понятий права. Прежде всего, необходимо ознакомить детей с элементарными знаниями прав человека и корреспондируемыми им обязанностями, и в качестве теоретической основы необходимо опираться на текст Всеобщей декларации прав человека. И сказки здесь будут выступать в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие. Для понимания детьми содержания статей правовых документов, язык юридических текстов должен быть переведен на язык, доступный восприятию детей. Поэтому требуется серьезная работа педагога по адаптированию правовой информации для дошкольников.
Как уже говорилось выше, сказка является действенным средством нравственного, а, следовательно, и правового воспитания, так как оно имеет нравственную основу. Сказочные произведения, активно воздействуя на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, заставляют его переживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Поэтому, сказка, в работе по формированию представлений о правах человека, призвана эмоционально окрашивать предлагаемую детям правовую информацию. Именно сказка может быть использована в качестве иллюстрации декларируемых прав человека. Ребенку легче прочувствовать и понять смысл правовых статей на конкретном сказочном примере, который быстро найдет отклик в душе малыша, запомнится надолго.
Приведем примеры иллюстрации сказками некоторых статей «Всеобщей декларации…», содержащих гражданские (личные), политические и экономические права человека, с которыми предполагается знакомить старших дошкольников.
Так, например, положение Статьи 3, оглашающее сущностное право человека на жизнь, можно изложить с помощью сказок: «Три поросенка», «Серая шейка», «Красная шапочка», таким образом донеся до сознания детей, что никто не в праве покушаться на жизнь и здоровье человека.
Статья 20 «Всеобщей декларации...», гласящая о праве человека на свободу мирных собраний и ассоциаций, хорошо иллюстрируется примером из сказки И. Волкова «Волшебник Изумрудного города», в которой дружба (союз) между различными существами помогает им разрешать многочисленные проблемы и бороться с трудностями и опасностями. Аналогичным образом можно прокомментировать и сказки «Репка», «Разные колеса» В. Сутеева и др.
Для изучения нормы права, изложенной в Статье 12 «Всеобщей декларации...» (запрещение произвольного вмешательства в личную, семейную жизнь), целесообразно использовать подходящие эпизоды книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Для усвоения детьми положения о праве человека на неприкосновенность переписки можно использовать сказку В. Сутеева «Елка».
Сказка К. Чуковского «Айболит» подходит для разговора с детьми о правах человека на медицинскую помощь, которая может быть реально обеспечена, соответствующая наивысшим стандартам, закрепленным в Статье 22 «Всеобщей декларации...».
Подробного разговора заслуживает право человека на образование (Статья 26 «Всеобщей декларации...»). Сделать это можно при обсуждении с дошкольниками таких произведений как «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, отрывки сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Статья 27 «Всеобщей декларации...», гласящая о праве человека на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни, хорошо иллюстрируется с помощью сказки «Золушка».
Статья 5 «Всеобщей декларации...» определяет задачи государства по проблеме предотвращения пыток или жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство обращений и наказаний, а также запрещение произвольного ареста, задержания или наказания (Статья 9). Для этой цели как нельзя лучше подходят такие сказки, как «Золотой ключик…» А. Толстого, «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина, «Приключения Чиполлино…» Дж. Родари.
Право человека на свободу передвижения, закрепленное Статьей 13 «Всеобщей декларации…», хорошо иллюстрируется сказкой В. Гаршина «Лягушка - путешественница».
Одним из важнейших социально-правовых положений, воспитывающих в детях чувство справедливости и доброжелательности к другим людям, являются Статьи 1 и 2 «Всеобщей декларации…», гласящие, что все люди рождены свободными и равными в своих правах, и должны относиться друг к другу по-братски. Иллюстрировать данные положения можно сказками: «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, «Сивка-Бурка».
Знакомя детей с правом на неприкосновенность жилища можно использовать сказки: «Теремок», «Лиса и заяц»; право на владение имуществом (Статья 17 «Всеобщей декларации…») проиллюстрировать сказками «Золотой ключик…» А. Толстого, «Конек – Горбунок» П. Ершова.
Естественно, данный перечень не является исчерпывающим. Существует множество сторон общественной жизни, представления о которых необходимо воспитывать у детей уже с дошкольного возраста. Именно сказки, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогут им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обострят чуткость к плохому и хорошему, будут побуждать детей самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы.

Подготовила: Ярцева Ольга Викторовна воспитатель МООД Гая 8.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал