Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
- Категория: Консультации для педагогов
- Обновлено 17.01.2025 11:06
- Создано 08.11.2022 18:16
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 400
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Составила воспитатель высшей категории:
Ивлева Нина Владимировна
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.
Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация.
Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов.
Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.
На занятиях театрального объединения «Театр сказок» ставятся следующие задачи по развитию речи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов, учить детей пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, страх, удивление, таинственность, восхищение, т.п.), находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом, учить подбирать рифмы к заданным словам, строить диалог между героями разных сказок, самостоятельно выбирая партнера, развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять коллективную сказку, формировать четкую и грамотную речь; развивать наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), импровизировать на темы знакомых сказок, сочинять этюды по сказкам и на заданную тему.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, на силу голоса, на ритм, скороговорки и чистоговорки с движениями, логоритмические упражнения.
Интенсивному развитию диалогической речи способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается грамматический и интонационный строй речи, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.
Таким образом, театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции:
ü совершенствуется грамматический строй речи ребенка, его звуковая культура, монологическая, диалогическая формы речи
ü происходит обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности
ü развивается мелодико-интонационная выразительность речи
- повышается активность речедвигательных анализаторов через проговаривание текста.
ü дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных
ü совершенствуется координация через имитирование движений персонажей
ü формируется уважительное отношение детей друг к другу, развитие коллективизма
ü развивается творческая активность.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности в объединении «Театр сказок» приводит к следующим результатам:
ü приобретают уверенность в себе.
ü умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
ü умеют строить диалог.
ü умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
ü умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.
ü умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)
ü умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.
ü умеют распределять между собой обязанности.
ü могут запомнить и описать любимого героя.
ü сочиняют этюды по сказкам.
У детей развиваются артистические навыки, радость выступлений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Инновационная деятельность МАОУ
Дом, где живет здоровье
Независимая оценка качества
Актуально
Безопасность
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>