Проект: «Матрешка – русская игрушка» для детей средней группы
- Категория: Консультации для педагогов
- Обновлено 28.11.2023 21:46
- Создано 02.03.2022 17:48
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 1197
Проект: «Матрешка – русская игрушка» для детей средней группы
Автор: Пашкова Юлия Михайловна
Информационная карта проекта.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, творческий.
Цель проекта: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.
Краткое содержание проекта: Беседы об истории появления в России матрешек и их разнообразии; чтение художественной литературы; творческая работа из бумаги «Хоровод Матрешек»; рисование «Укрась Матрешке сарафан»; творческая работа из пластилина «Наряди Матрешку»; составление рассказов; загадывание загадок о матрешках; прослушивание музыкальных произведений; дидактические игры.
Место проведения: группа.
Сроки проведения: краткосрочный.
Возраст детей: 4-5 лет.
Форма проведения: досуг с детьми «Русская игрушка»
Ожидаемые результаты: организация в уголке народного быта мини-музея «Хоровод Матрешек».
Актуальность проблемы:
Народная игрушка, матрешка, являющаяся символом семьи, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Родители не придают особого значения играм с народной игрушкой, не знают истории матрешки, недооценивают ее значение в воспитании в детях патриотических чувств.
Задачи:
Познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей.
Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки.
Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового.
Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
Содействовать развитию творческих способностей детей.
Форма презентации: выставка «Хоровод Матрешек»
Этапы проекта:
1этап
1 день
Формы работы: Беседа с детьми о матрешках, об их разнообразии.
Родители: решение о принятии участия в проекте.
Задачи: Выяснить знания детей об игрушке. Подключить родителей к участию в выставке «Хоровод Матрешек»
2 день
Формы работы: Рассматривание с детьми различных иллюстраций, фотографии; загадывание различных загадок
Задачи: Вызвать интерес к русской игрушке
2 этап
3 день
Формы работы: Беседа об истории появления в России матрешек: «Знакомьтесь, русская матрешка»
Задачи: Вызвать интерес к истории появления матрешки в России
Формы работы: Чтение сказки М.Шкуриной «Пропавшая матрешка»
Задачи: Развивать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, оценивать поступки героев
Формы работы: Просмотр мультфильма «Секрет матрёшек».
Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость детей, формировать основы эстетического воспитания.
4 день
Формы работы: Заучивание стихотворения «Матрешка»
Задачи: Формировать у детей интерес к теме и умение выразительно заучивать стихи о матрешке
Формы работы: Дидактические игры: «Собери матрешку», «Найди сестричку для матрешки»
Задачи: Развивать у детей мышление, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, сенсорные навыки.
Формы работы: Просмотр презентации о Сергиев-Посадской матрешке
Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла, познакомить детей с разными видами матрешек.
5 день
Формы работы: Прослушивание музыкального произведения: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкина, муз. В Темнова
Задачи: Развивать умение эмоционально воспринимать содержание поэтических текстов
Формы работы: Конструирование «Домик для Матрешки и ее сестричек»
Задачи: Развивать интерес к конструированию, учить обыгрывать постройки, сопровождая речевыми высказываниями. Воспитывать бережное отношение к постройке.
Формы работы: Составление описательных рассказов о матрешках.
Задачи: Учить описывать игрушку, называть её характерные признаки; обогащать словарь детей.
Формы работы: Оформление подборки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками.
Задачи: Поддерживать интерес и любознательность детей, приобщать к истокам русской народной культуры.
Формы работы: Беседа «Почему Матрешку называют символом России? »,
Задачи: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки
Формы работы: Творческая работа из бумаги «Хоровод Матрешек»
Задачи: Поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
Формы работы: Просмотр презентации о Семеновской матрешке
Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла, познакомить детей с разными видами матрешек.
Формы работы: Чтение стихотворения В. Приходько «Матрёшка на окошке»
Задачи: Развивать умение эмоционально воспринимать поэтические произведения.
6 день
Формы работы: Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
Задачи: Развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.
Формы работы: Дидактические игры «Разложи матрешек по величине», «Веселый счет»
Задачи: Развивать у детей мышление, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, сенсорные навыки.
7 день
Формы работы: Беседа с детьми «Такая разная Матрешка»
Задачи: Учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
Формы работы: Рисование «Укрась Матрешке сарафан»
Задачи: Учить составлять узор из отдельных элементов;
развивать чувство цвета, ритма в узоре;
воспитывать самостоятельность, развивать творчество.
Формы работы: Сюжетно-ролевая игра «В гости к Матрешке»
Задачи: Побуждать детей строить сюжеты на основе знаний, полученных при непосредственном наблюдении, из бесед, чтения произведений. Закреплять умение детей объединяться в игре, распределять самостоятельно роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом.
8 день
Формы работы: Чтение «Матрешкины потешки» Валентина Берестова
Задачи: Развивать умение эмоционально воспринимать поэтические произведения.
Формы работы: Настольно – печатная игра «Народные промыслы».
Задачи: Продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.
Формы работы: Творческая работа «Наряди Матрешку» (пластилинография)
Задачи: Формировать навыки самостоятельной мыслительной деятельности, знакомить с нетрадиционными способами лепки, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к русским народным игрушкам, народному творчеству.
Формы работы: Изготовление и подбор матрешек для мини-музея «Хоровод Матрешек».
Задачи: Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс
9 день:
Формы работы: Игра «Откуда эта Матрешка?»
Задачи: Уметь рассматривать узоры, замечать сходство и различие. Пробудить интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек
Формы работы: Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»
Задачи: Закреплять умение детей объединяться в игре, распределять самостоятельно роли, действовать в соответствии с общим игровым замыслом.
10 день
Формы работы: Загадывание загадок о матрешках
Задачи: Учить детей выделять в предметах различные качества и свойства, развивать образное мышление.
Формы работы: Подвижная игра «Найди Матрешку»
Задачи: Учить детей ориентироваться в группе или на участке, выполнять действия по сигналу.
Формы работы: Оформление совместно с родителями мини-музея «Хоровод Матрешек».
Задачи: Побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства.
3 этап
Формы работы: Развлечение «Веселые матрешки».
Трансляция результатов проекта: выставка «Хоровод Матрешек»
Задачи: Формировать умение презентовать результаты своего труда, рассказывать сверстникам о своей матрешке и истории ее возникновения.
Развлечение «Матрешка в гостях у ребят»
Задачи:
- формировать представления детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов; - продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
- развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;
- воспитывать уважение к труду народных умельцев;
- развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение;
- формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы; обогащать словарь
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
- воспитывать умение участвовать в совместных играх;
- воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками, ложки, платочки, фотографии В.П.Звездочкина и С.В.Малютина, медали «Мастер Матрешки»
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде»
Воспитатель: Дети, здравствуйте! Отгадайте мою загадку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир …(Матрешка)
Выходит Матрешка.
Матрешка: Конечно, это я - Матрешка! Веселая, расписная игрушка! Меня знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько мне лет? (ответы детей) Мне больше 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так мне дали имя Матрена, или ласково – Матрешка. Есть разные Матрешки. Каких Матрешек вы знаете? (ответы детей)
Вот здесь у меня на столе матрешки из разных районов. Давайте мы поставим отдельно, игрушки Семеновские и Сергиев-Посадские. (Дети расставляют матрешек)
Расскажите, чем отличаются эти матрешки?
(Рассказы детей)
Матрешка: Давайте поставим игрушки на место и немного отдохнем.
Игра «Мы веселые Матрешки»
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)
Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)
Любим танцевать, (Топают ногами)
Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)
Мы веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
Матрешка: Дети садитесь на места, посмотрите на моих подружек веселых Матрешек и послушайте их частушки.
Под музыку выбегают Матрешки. (дети старшей группы)
Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)
1. Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вчетвером поем частушки,
И танцуем вчетвером.
2. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной,
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
3. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки,
И одна Матрешечка.
4. Ох, уж у Матреши
Доченьки пригожи!
Доченьки пригожи,
На нее похожи!
5. Я – Матрешка – сувенир,
В расписных сапожках,
Прогремела на весь мир
Русская Матрешка!
6. Мастер выточил меня,
Из куска березы,
До чего ж румяна я:
Щеки, словно розы.
7. Наша русская матрешка,
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.
8. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах,
На весь мир молва идет.
Матрешки: Вот вам, конверт, в нем задание попробуйте его выполнить.
Воспитатель: Ну, и матрешки, ну, и затейницы. Давайте посмотрим, что внутри.
Д/ игра «Весёлые матрёшки»
В конвертах разрезные картинки. Задание: сложить картинку матрешки правильно.
Матрешка: Молодцы, вы правильно собрали картинки, а сейчас берите деревянные ложки, мы с вами будем танцевать.
«Танец с ложками»
Мы матрешки (2 р) Дети выставляют ноги на пяточку
Невидны под платьем ножки
Очень длинный сарафан,
А на нем большой карман.
Топ-топ ножки, Дети кружатся, топая ногами
Топ-топ ножки,
Ай да мы матрешки!
Ай да мы матрешки!
Мы матрешки (2 р) Дети приседают (пружинка)
Мы в карманах носим ложки
Чтобы весело плясать,
Громко ложками стучать
Хлоп-хлоп ложки, Стучат ложками
Хлоп-хлоп ложки
Ай да мы матрешки!
Ай да мы матрешки!
Матрешка: Дети, а какие замечательные матрешки у вас на выставке. Откуда они у вас? (ответы детей)
А ведь вы с родителями настоящие художники, таких замечательных матрешек сделали. Я хочу вручить вам медали «Мастер Матрешек»
Награждение детей.
Воспитатель: Давайте, ребята, поблагодарим Матрешку и попрощаемся с ней. Ей пора уходить в гости к другим ребятам.
Инновационная деятельность МАОУ
Дом, где живет здоровье
Независимая оценка качества
Актуально
Безопасность
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>