Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Всегда на связи
Выписка из приказа от 30.05.25г. №98/1 ОД "Об организации летнего оздоровительного периода" (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
План летней оздоровительной работы МАОУ (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Режим дня в детском саду в теплый период года (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Расписание итоговых тематических мероприятий (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Расписание занятий (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Национальный проект "Образование"
Странички педагогов
Нам важно ваше мнение
Статья «Развитие мотивации к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
- Категория: Консультации воспитателя
- Создано 20.06.2019 16:57
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 917
Статья «Развитие мотивации к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Стрижкова Маргарита Валериевна
воспитатель высшей категории
МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»
г. Тольятти
У детей дошкольного возраста необходимо формировать способности к поиску знаний, развитие творческой личности, креативность. Этому как раз способствует изобразительная деятельность. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий изобразительной деятельностью, с другой – сниженный интерес детей к процессу и результату рисования.
Решение этой проблемы видится в использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР изобразительной деятельности. Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к преподаванию рисования. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она должна включать в себя и другие изобразительные материалы и средства. Главным отличием данной системы является результат занятия – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании.
Вся работа распределена по этапам, учитываются особенности развития детей с ЗПР, их возраст, применяемые технологии, тематическое планирование ДОУ, совмещение с проектной деятельностью в старшем дошкольном возрасте, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Апробированы методы и приёмы, средства для развития творческих способностей детей, воспитания эстетического вкуса, личностного интеллектуального развития, создания ситуации успеха каждому ребёнку.
На первом этапе обучения знакомим детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения. Практика показала, что предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения детей с ЗПР (наряду с другими недостатками) являются в этом серьёзным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе мы отвели значительное место организации практических занятий с «карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные действия. Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик – кап-кап-кап» и многие другие, а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, дают возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.
На втором этапе знакомим с техниками, где необходимо использование дополнительных инструментов, смешивание краски с другими материалами или нанесение одного изобразительного материала на другой. Здесь дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познавали свойства материалов, правила применения оборудования.
На третьем этапе использовались смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий дети учится анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже - небольшими подгруппами.
Желание детей как можно лучше выполнить рисунок во многом зависит от заинтересованности воспитателя и его веры в успех своих воспитанников, которые прекрасно чувствуют и понимают, как к ним относится взрослый. Внимание и благожелательность, ровный и спокойный тон, своевременно оказанная помощь, справедливая оценка деятельности имеют большое значение. Понимание стремлений детей и доброе к ним отношение располагают их к воспитателю, вызывают ответные чувства и стремление выполнить наилучшим образом предложенное задание.
Таким образом, комплекс соответствующих мероприятий создаёт психологические предпосылки к формированию у детей интереса к изобразительной деятельности.
Для усвоения материала использую следующие методы и приёмы:
- информационно-рецептивный метод (и такие его приёмы как рассматривание репродукций, фотографий, альбомов, наблюдения в природе, экскурсии; показ новых способов рисования и др.);
- метод проекта (преобладающий мотив – совместное творчество, доставление радости, что даёт ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные качества);
- словесный метод (это беседы о художниках, жанрах живописи; искусствоведческий рассказ, художественное слово.);
- эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества;
- игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр.);
- инициирование самостоятельного и творческого применения детьми полученных умений в конкретных творческих ситуациях;
- создание условий для детского художественного экспериментирования;
- приём сотворчества педагога и ребёнка;
- организация выставок рисунков детей.
В группе создана развивающаяся предметно – пространственная среда, которая опирается на принципы ФГОС ДО. Есть уголок изобразительной деятельности, оснащённый разнообразным изобразительным материалом; «вернисаж», где выставляется репродукции художников и детских иллюстраторов. Подобраны музыкальная и литературная картотеки; большой выбор наглядного и информационного материала; действуют персональные и тематические выставки рисунков детей. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования.
При организации образовательной деятельности воспитателю следует иметь ввиду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к определённым видам активности.
С гиперактивными и расторможенными детьми с ЗПР, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, гуашь, тушь. Они стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Мы предлагаем таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деятельности, и соответствующие задания, например, «рисование по точкам».
Напротив, для детей с ЗПР эмоционально «зажатым», фруструктированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, гуашь, большие кисти, большие листы бумаги, рисование мелками и т.д. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например: какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Литература.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова. -М. : Академия, 2001.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. -М. : Гном, 2001.
- Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб. :Детство-Пресс, 2003.
- Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.
Инновационная деятельность МАОУ
Дом, где живет здоровье
Независимая оценка качества
Актуально
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>