Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Всегда на связи
Выписка из приказа от 30.05.25г. №98/1 ОД "Об организации летнего оздоровительного периода" (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
План летней оздоровительной работы МАОУ (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Режим дня в детском саду в теплый период года (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Расписание итоговых тематических мероприятий (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Расписание занятий (электронный документ .PDF) (файл для слабовидящих .PDF)
Национальный проект "Образование"
Странички педагогов
Нам важно ваше мнение
Статья "Характеристика психолого-педагогических условий развития памяти у дошкольников с нарушением зрения"
- Категория: Консультации воспитателя
- Создано 13.01.2019 18:59
- Автор: Администратор сайта МАОУ № 200
- Просмотров: 1007
Статья "Характеристика психолого-педагогических условий развития памяти у дошкольников с нарушением зрения"
Подготовила: воспитатель
Воронина Фаина Вячеславовна
Исследования П.И. Зинченко, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. говорят о том, что развитие зрительной образной памяти связанно с опытом (эмоциональным, двигательным), свидетельствуют о том, что развитие зрительной образной памяти зависит от опыта (двигательного, эмоционального), приобретенного на прошедших ступенях онтогенеза. Вследствие зрительного нарушения этот опыт ограничен.
Дети с недостатками зрения испытывают затруднения в опознавании контуров предметов и их форм. Они чаще путаются и смешивают объекты близкие по внешним признакам (круг – овал, треугольник – трапеция, прямоугольник – квадрат).
Трудности появляются так же при выделении главных и второстепенных признаков предмета. В результате этого, ребенок запоминает и повторяет материал лишь по отдельным характерным признакам объекта, чаще не существенным. Так же отмечаются трудности в оценке пространственного местоположения предметов.
Наиболее часто встречающееся заболевание у дошкольников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.
При создании коррекционно-развивающей среды учитываются:
•структура первичного нарушения и проблемы, начинающиеся у детей при взаимодействии и ориентации с окружением.
•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
То есть, в учреждениях создаются такие условия, чтобы была взаимосвязь лечебно – восстановительной работы и с задачами коррекционно – компенсаторной работы.
- оформление стен групповых комнат и спален разнообразными зрительными тренажерами.
- подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.
При оформлении групповых комнат, спален, кабинетов учитывается возможность размещения зрительных тренажеров: схемы Базарного, различных лабиринтов. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.
Дети с дефектами зрения, так как плохо ориентируются в пространстве, снижены силы в мышцах, нарушена координация движений и в усвоении двигательных действий. Поэтому в группах созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.
Формирование сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует полноценной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателя. Необходимо создание определенных условий, одним из которых является подбор дидактических пособий и игровых упражнений, направленных на развитие:
* зрительного восприятия;
* тактильного восприятия;
* слухового восприятия;
* обоняния.
К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе.
При подборе игр и пособий на развитие сенсорного восприятия, концентрируют внимание на следующее:
* цветовое изображение;
* четкий контур изображений;
* отсутствие лишних деталей;
* игрушки должны быть подобны реальным объектам и по внешнему виду и по цветовой гамме.
В группах организовываются центры коррекции, содержащие в себе специально подобранные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения. Пособия по формированию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики расположены пособия по развитию восприятия формы и величины.
Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, палочки Кьюизенера с цветными альбомами по возрасту детей (используется приём наложения), блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов. Все это позволяет формировать умение различать цвет, величину и форму предметов, а так же развивает пространственное положение объекта на основе применения сенсорных эталонов. Умение отображать предмет по контуру изображения, разделять конструкцию на составные ее части и восстанавливать форму предмета из геометрических фигур.
По рекомендации офтальмолога, в зависимости от зрительной нагрузки, подбирается мозаика и конструктор по величине деталей. Таким образом, работа с подобными играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Для развития периферического зрения, координационных способностей, глазодвигательных функций и глазомера используются подобные игры: скатывание шара с горки, скользящие фигурки т.п.
Дети с нарушением зрения обладают определенной спецификой развития. У них наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Вследствие малоподвижности в разных видах детской деятельности, у многих дошкольников отмечаются вялость мышц рук или слишком высокая их напряженность. Поэтому особое внимание обращается на формирование мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Через разные формы двигательной активности ребенка с нарушением зрения разработаны комплексы коррекционно-развивающих занятий, которые содержат многообразие движений, пальчиковую и зрительную гимнастику, физкультминутки, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия.
Для разрабатывания общей моторики и зрительно-двигательной координации используется материал с учетом зрительного дефекта:
•«Кольцеброс» и «Шароброс» - для детей с расходящимся косоглазием, взгляд таких детей должен быть направлен вниз;
•«Кегли» и «Дартс» - для детей со сходящимся косоглазием, взгляд таких детей должен быть направлен вверх или вдаль;
•Крупные и средние мячи - для детей с близорукостью;
•Мелкие мячи - для детей с дальнозоркостью.
Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются всевозможные игровые средства: отпечатки ладошек, контейнеры с крупами, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, помогают формированию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, концентрацией, аккомодацией, способствуют развитию бинокулярного зрения. Объединенный подход в различных коррекционных приемах, например, использование красного и желтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии, способствует закреплению успехов ортоптического лечения.
Существует множество фактов, свидетельствующие о том, что образы у детей с нарушением зрения при отсутствии подкреплений со стороны их развития, обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшой промежуток времени (1-3 мес.) отрицательно скажется на уровне формирования дифференцированности и адекватности образов – эталонов. Другими словами, нарушение зрительного восприятия повергает к отклонениям зрительной образной памяти.
Определено также, что сохранение образов в памяти полностью зависит от остроты зрения. У слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала в долговременной памяти.
Это возможно объяснить двумя причинами:
1) малой сохранностью материала в кратковременной памяти и скорым его переводом в долговременную память;
2) процессом отбора материала в долговременную память.
У слабовидящих детей в долговременную память переводится лишь то, что для них имеет существенную значимость в их жизнедеятельности. У слабовидящих детей, так же имеют свои особенности процессы узнавания и воспроизведения.
Так, в экспериментах П.И. Зинченко обнаружилось, что правильность узнавания у слабовидящих детей, по отношению к частично зрячим детям, возрастает примерно в 1,5 раза. Трудности при узнавании объясняются формированием слабо объединенных и частичных образов у слабовидящих детей., испытываемыми при выделении наиболее существенных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Повторение, в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятой информации. У слабовидящих детей наблюдается недостаточно точное и замедленное воспроизведени материала.
Таким образом, качество и характер материала является существенным условием успешного запоминания, сохранения и повторения. Произвольное и непроизвольное запоминание в большей мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
Память это сложный психический процесс, состоящий из целого ряда операций, каждая из которых осуществляет свою роль в функционировании памяти. Вопрос об индивидуальных особенностях развития памяти также пока остается открытым. На субъективную память влияет множество факторов, и деятельность памяти зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, интенсивности предъявляемых раздражителей, повторения эмоциональной окраски запоминаемого, богатства ассоциативных связей, способа запоминания, способа предъявления и распределения материала, режима питания и т.д. Особый интерес для изучения представляют те закономерности, которым подчиняется психическая сфера, в частности, память в условиях неполноценной работы зрительной системы.
Инновационная деятельность МАОУ
Дом, где живет здоровье
Независимая оценка качества
Актуально
Консультации
Контактная информация
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»
Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>