• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню

А у нас - лето!

Выписка из приказа от 30.05.25г. №98/1 ОД "Об организации летнего оздоровительного периода" (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF
План летней оздоровительной работы МАОУ (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)
Режим дня в детском саду в теплый период года (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)
Расписание итоговых тематических мероприятий (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)
Расписание занятий (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)

 

Нам важно ваше мнение

Статья «Интеллектуальные игры в детском саду»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ


Подготовил:
В.А. Маненькова.В.А., воспитатель
МООД ул.Ворошилова, 8

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, формированием новых образовательных технологий.

Психологами всего мира общепризнанно, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет: около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако, это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребёнка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить его мыслить, развивать самостоятельность и независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, приводить доказательства, устанавливать зависимости, т.е. развивать способности «распутывать» познавательные коллизии и  делать это охотно с интересом и удовольствием. Мы понимаем процесс образования дошкольников как организованную и целенаправленную интеллектуально-познавательную деятельность, включающую латентное, реальное и опосредованное обучение.

Латентное (скрытое) обучение обеспечивается накоплением чувственного и информационного опыта, который создаёт базу ясных и неясных знаний. Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащённую предметную среду: специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную, учебную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.

Реальное (прямое) обучение предполагает специально организованную познавательную деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Однако в ходе прямого обучения передаётся лишь небольшая часть социального  опыта. Затем багаж знаний пополняется благодаря любознательности и активности самого ребёнка, но только если создаются условия для удовлетворения его познавательных интересов.

Опосредованное обучение  создаёт такие условия.

Известный отечественный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных интеллектуальных игр, относится к таким методам.

Для развития логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» - игру (Ф. Фребель). Пусть дети думают, что они только играют. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интерес детей. Обучая детей в игре,  педагог стремится к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Подинтеллектуальнойигрой мы понимаем такую игру, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей ребенка (человека), его ума.

Цель интеллектуальных игр — развитие умственных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Развитие у детей интереса к познавательной деятельности.
  2. Формирование и развитие логических способностей детей.
  3. Развитие мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения.
  4. Формирование навыков использования полученных знаний, умений в практической деятельности.

Интеллектуальные игры могут быть разнообразны по своему содержанию. Как отмечает Б.П. Никитин: «...разные игры развивают разные психические процессы и интеллектуальные качества: внимание, память; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий».

Интеллектуальные игры помогут не только повысить умственную активность детей, но и сформировать у них такие качества, как находчивость, пытливость. Познавательный материал подбирается с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Вопрос в интеллектуальной игре становится для ребёнка доступным, а поиск ответа не затрудняет его, когда он не просто запоминает ответ и может успешно его воспроизвести, а осознанно применяет знания, понимает логику рассуждений, устанавливает связи, выводит закономерности.

Таким образом, научить ребёнка дошкольника учиться, учится с интересом и удовольствием, постигать окружающий мир и верить в свои силы — на наш взгляд главная цель использования интеллектуальных игр.

В  детском саду интеллектуальные игры включаются в педагогический процесс  для решения следующих задач.

Рассмотрим обучающие (дидактические) цели:

1)    выявление уровня полученных знаний.

В данном случае игра выступает в роли видоизмененной проверки и предполагает наличие вопросов и заданий на воспроизведение полученных знаний. Осуществляемые подобным образом в игровой форме контроль и учет знаний повышают у детей интерес к познанию;

2)    стимулирование самостоятельного изучения материла.

Игрокам заранее сообщается тема и объем материала, который включен в игру. Например, дать задание детям повторить с родителями тему «Улицы родного города». Таким образом игра будет являться итогом самостоятельной   работы детей и родителей по заданной теме.

Развивающие цели.

Интеллектуальные игры позволяют развивать логическое мышление, сообразительность, пытливость, коммуникабельность; дают детям возможность не только продемонстрировать свои знания, но и  проявить эрудицию, находчивость, творчество, получить признание своих достижений.

Участие детей в игре позволяет приобрести опыт выражения эмоций и чувств, так как проведение игр соревновательного характера сопряжено с яркими эмоциональными переживаниями детей. Если подобные игры проводятся редко, то эмоции могут доминировать над познавательными процессами. Важно, чтобы получая разнообразные впечатления как положительные (радость победы), так и отрицательные (обида, огорчение от поражения), ребенок сам утверждался в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно, чтобы складывались эмоционально-ценностные отношения между детьми и взрослыми.

Педагогически ценными являются задания, требующие совместного выполнения. Игры с подобными заданиями способствуют формированию у детей умения договориться, учитывать мнение сверстника, вести коллективный поиск истины. Это основные цели проведения интеллектуальных игр.

Основные типы интеллектуальных игр.

Все интеллектуальные игры можно объединить в два блока: викторины и стратегии. Рассмотрим их  подробнее.

Викторинаэто форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины могут быть тестовыми и сюжетными.

Тестовыевикторины предполагают ответы на вопросы, правильный ответ оценивается (фишка, очко, похвала, балл). Подобные игры широко представлены на телевидении («О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», брейн-ринг и др.).

Сюжетные викторины являются более интересной формой интеллектуальных игр. Игра в этом случае имеет сюжетной оформление. Развивается воображение, применяются элементы театрализации, игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примером могут быть телевизионные игры «Полундра», «Колесо истории» и др.

Стратегия  - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается верным планированием участниками своих действий. В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки); в экономической– через продуманные действия приобретения и продажи («Менеджер», «Продавец», «Бизнес»); в ролевой стратегии– через наилучшее достижение целей, определенных заданной игроку ролью (…). Ролевая форма развивается по сценарию и импровизированным направлениям. В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработанным сценарием игры.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют, поэтому подбор и составление вопросов – важное условие эффективного проведения интеллектуальной игры.

Классификация вопросов, заданий для интеллектуальных игр:

Вопросы на сообразительность (продуктивные)позволяют создать интригу, концентрируют внимание. Подобные вопросы учитывают базовый уровень знаний детей, но несколько зашифровываются, чтобы игроки в полной мере проявили свои мыслительные способности.

Вопросы- шутки не предназначены для подшучивания над игроком. Это вопросы остроумные, в них скрывается сущность. Они создают атмосферу непринужденности, способствуют эмоциональной близости между педагогом и детьми.

Вопрос-подсказкасодержит в себе некоторую информацию, анализ которой позволяет найти ответ. Отгадавший получает балл.

Вопросы на логическое и ассоциативное мышлениеочень интересны, так как предполагают необходимость выстроить цепочку рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

Условно-допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания:

1)      вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие, репродуктивные)они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении, задаются по знакомому участникам игры материалу;

2)      воспроизводящие с условием требуют не только памяти, но и внимания (перечисления:  улицы города).

Таким образом, мы представили  подход к определению интеллектуальных игр. Кроме этого обозначили проблему классификации интеллектуальных игр, предложив вариант их систематизации, а также сгруппировали вопросы для викторин в соответствии с принципами их построения в интеллектуальных играх.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал