• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню

А у нас - лето!

Выписка из приказа от 30.05.25г. №98/1 ОД "Об организации летнего оздоровительного периода" (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF
План летней оздоровительной работы МАОУ (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)
Режим дня в детском саду в теплый период года (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)
Расписание итоговых тематических мероприятий (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)
Расписание занятий (электронный документ .PDF(файл для слабовидящих .PDF)

 

Нам важно ваше мнение

Дидактические игры экологического содержания

детиСреди многообразия игр для до­школьников особое место при­надлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это раз­новидность игр с правилами, спе­циально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.  Эти игры направлены на решение кон­кретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспита­тельное и развивающее влияние игро­вой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данно­го вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рацио­нальных и эффективных путей обра­зования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.

Дидактические игры экологиче­ского содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосисте­мы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, фор­мируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской дося­гаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Существует классификация игр в зависимости от решаемых при их использовании задач.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

При проведении та­ких игр необходимо придерживаться следующих положений:

 -старшие дошкольники ощущают по­вышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

-в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые раз­ные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологи­ческих представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего до­школьного возраста:

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

- о человеке как части природы;

- о культуре поведения в природе.

Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности  экологических представлений дошкольников.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход куклы, сказочного персонажа (Старичка-Лесовичка, Дедушки Зная), который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Само по себе наличие экологиче­ских представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаи­модействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения эко­логической целесообразности.

Дидактические игры для вос­питания эмоционально-ценностного от­ношения к природе включают два блока:

1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства пре­красного в природе, эмоционального отношения к ней);

2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению,  животному, поглаживании ствола, листьев и т д.) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих дидактических игр необходимо учитывать следующее:

- у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

- игры лучше проводить в естественной природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными рас­тениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетиче­ского, эмоционального восприятия природы);

- дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводить­ся с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмо­циональный контакт с детьми, вы­звать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с дру­гой — препятствует утомляемости, не задерживает ход игры;

- игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности стар­ших дошкольников.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмыс­ленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше ново­го, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, создается определен­ное отношение к природе в целом и к конкретному ее объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и по­лезную информацию о природе, то есть появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внима­тельным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает пози­цию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзыв­чивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изуче­ния окружающей природы.

Основу дидактических игр для фор­мирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстни­ков, идет поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мо­тивировать свои решения.

Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям рецепт поведения в гото­вом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое пред­ложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКИ

ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный харак­тер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические пред­ставления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природы прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Забо­титься о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях до­школьного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержа­ние экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за рас­тениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбах); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Трудовую деятельность экологиче­ского содержания следует организо­вывать систематически, с постепенным ее усложнением. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети получали необходимые знания, умения, навыки коллективного и индивидуального труда Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находя­щихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целе­сообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т д.

Серия дидактических игр для при­общения старших дошкольников к посильной экологически ориенти­рованной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры со­держат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе  выполнения поручений.

Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания.

 

Литература

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» - 2006г.
  2. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7.
  3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
  4. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991г.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336с.
  6. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание.1994г. №12. С.37 – 41.
  7. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
  8. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40 – 49.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
  10. Рыжова Н.А. Экологические игры //Дошкольное образование. – 2009г. №4.

 

Автор: воспитатель высшей категории  Силкина А.К.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Персональные данные работников на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок" также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с "Политикой конфиденциальности" >>>

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал