• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ посредством мнемотехнологии.

Развитие связной речи дошкольников с ОВЗ посредством мнемотехнологии.

Воспитатель высшей категории:
Чернышкова И.В.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности, приобретение ими учебных знаний.

Проблема формирования речи у детей c ограниченными возможностями в здоровье (ОВЗ) дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими людьми и сверстниками. Опыт работы показывает, что у детей 6-7 лет (подготовительной к школе группы), лексический запас слов еще недостаточен, в речи практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения, рассказы бедны выразительными средствами. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет только услышанное, копирует сверстников или ждёт подсказки, при этом переживает и нервничает.

Наряду с традиционной методикой обучения по развитию речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) в нашем дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида в качестве основных приемов и форм работы с детьми используются специальные педагогические технологии. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи, в течении нескольких лет я использую инновационные методы: здоровьесберегающие, ИКТ- технологии, мнемотехнологию, а именно: карты –схемы, мнемодорожки, моделирование при разучивании стихотворений, составлении рассказов, пересказов художественных текстов. Из личного опыта и наблюдений я отметила, что именно посредством этих методов и форм работы группа детей, с которыми я работаю, имеет хорошую динамику развития связной диалогической, монологический речи. Дети без особого труда стали разучивать стихи, уверенно выступают на праздниках и развлечениях, успешно и с победой участвуют в муниципальных творческих конкурсах с театрализованными инсценировками, в конкурсах стихов.

Выбранная мною технология «Мнемотехника» для развития речи детей с ТНР оправданна и многофункциональна. На основе её можно создать разнообразные формы деятельности дошкольников. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих основных требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Вместе с этим, я успешно и с большим интересом использую карты- схемы Условно с детьми мы называем их: картина – коллаж.

Коллаж – в обучении детей с ТНР связной речи, прежде всего, это учебное пособие.

Целью использования карты - схемы (коллаж) в развитии связной речи дошкольников с ТНР является: развитие связной речи, умения рассказывать и пересказывать, закреплять зрительную память, образное восприятие, мышление, словарный запас.

Задачи, которые помогают осуществлять деятельность по развитию связной речи.

1.Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

2.Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и ассоциировать, выделять и находить общее, сравнивать существенные признаки.

3. Развивать у детей умения составлять рассказы пересказывать тексты, заучивать стихотворения.

Образовательная технология мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Данная технология органично встраивается в воспитательно -образовательный процесс, используется в нем и строится на следующих принципах:

1 Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2 Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Использование карты – схемы (коллаж) в условиях внедрения ФГОС ДО легко используется (по лексической теме недели) в основной образовательной деятельности, которая может включать приём ознакомления с новым материалом, закреплением повторением и самостоятельным использованием в деятельности детей.

Например, тема: «Продукты питания», можно предложить детям выбрать продукты питания, которые служат укреплению здоровья и наоборот, ухудшают здоровье.

Таким образом «Метод коллажа» в данном направлении работы с детьми с ОВЗ, я  считаю огромным  подспорьем  педагогам:  по любой теме недели  можно придумать тему  коллажа  и решать комплекс задач по разным образовательным областям, а также для развития каждого ребёнка в коммуникативном направлении.    

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я уже имею свой личный «накопитель» и использую его для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов,
  • в последовательности одевания и раздевания,
  • при дежурстве,
  • при работе в центре познавательно-исследовательской деятельности,
  • по нравственному воспитанию,
  • по трудовому воспитанию, и др. деятельности

Методы, приемы применения карты- схемы (коллажа), которые повышают интерес детей к данному виду деятельности:

  • пересказ;
  • рассказ по сюжетной картине;
  • рассказ – описание;
  • сказка;
  • сравнительное описание предметов;
  • фрагментарное рассказывание по картине;
  • творческий рассказ;
  • творческая сказка по силуэтным изображениям.

Формы работы, которые помогают использовать в воспитательно – образовательном процессе с детьми карты – схемы (коллаж)

  • непосредственно- образовательная деятельность с детьми или её часть,
  • чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;
  • наблюдения;
  • упражнения лексико-грамматические, эмпатические;
  • элементы драматизации;
  • дидактические игры.

Таким образом, с помощью с использования мнемотехнологии, а именно карты – схемы (коллаж) в деятельности с детьми с ТНР по развитию речи можно достичь:

- желания каждого ребёнка пересказывать рассказы, составлять рассказы — как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни;
- расширить круг знаний об окружающем мире;
- активизировать словарный запас;
- помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал