• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

«Социализация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников»

«Социализация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ во взаимодействии с родителями   воспитанников» 


Подготовил:
Воспитатель группы тнр Ивлева Н.В.

Проблема социализации детей дошкольного возраста в обществе, социальные взаимоотношения в настоящее время очень актуальны. 
Выросло и число детей с тяжелыми нарушениями речи. На это влияют экологические, биоло­гические, социально-психологические и другие факторы.  Поэтому очень остро встают вопро­сы раннего распознавания, квалифицированной диагно­стики и выбора адекватных методов коррекционного воз­действия в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.  

Данная проблема у детей с тяжелым нарушением речи без своевременной коррекции перерастает в социальную:
-вызывает трудности в общении с окружающими (затруднит вхождение в социум);
-вызывает трудности в обучении грамоте и овладении письменной речью.  

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать для успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, внимательно изучив систему их взаимодействия с взрослыми и сверстниками в быту, в ролевых играх, в ситуациях нерегламентированного общения, я заметила, что практически у всех детей существовали проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность. А так как дети пришли из разных детских садов, то присутствовали трудности вхождения в коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера, а зачастую отказ от вступления с ним в контакт.

Наблюдая  за трудностями детей во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими (взрослыми и сверстниками)  наметила задачи, которые помогли детям социализироваться в коллективе.

1. Добивалась единых требований в воспитании и общении детей в ДОУ и семье. Консультировала родителей по семейному воспитанию, по социализации ребенка в предметном мире, в отношениях со взрослыми и детьми,

2.Стимулировала коммуникативную, познавательную, игровую и другие формы активности в разных видах деятельности.

3.Развивала компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе, вовлекала в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

4.Создавала условия для реализации основных социальных потребностей детей в общении, самореализации, активном присвоении социального опыта.

5.Способствовала активному вхождению ребенка в социум, развивала  его умение строить социальные отношения с окружающими.

6.Развивала способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.

7.Способствовала  формированию адекватной самооценки.

Решение данных задач на практике осуществляла по следующим направлениям:

1.Развитие коммуникативных навыков (индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной коммуникативной деятельности.)

2.Формирование эмоциональной стабильности, нравственности и положительной самооценки.

3.Педагогическое сопровождение воспитанников и их родителей.

4.Создание предметно-развивающей среды и обеспечение условий для вхождения детей в социум, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

В своей работе эти задачи я старалась решать с помощью всех видов игр: сюжетно – ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических. А так же с помощью решения проблемных ситуаций, обсуждения проблемных картин, рассказов, сказок и собственного творчества детей. Главное - обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты. Развлечения, праздники, КВН, досуги на различные темы, совместные выставки помогали возникновению межличностных отношений и укрепили статус детей в детском сообществе

Я старалась стимулировать и поддерживать речевую инициативу каждого ребенка. Но, нередко процесс автоматизации звуков затягивается. И постоянные обращения «Скажи правильно!» в ходе коммуникативных игр могут вызвать обратный эффект – погасить речевую активность, поэтому, вначале как бы отодвинула на второй план проблему звукопроизношения; не исправляла, не просила правильно повторить сказанное, так как главной задачей этого этапа было для меня - социализация детей в группе.

Развитие коммуникативных навыков осуществляла также при помощи игр, которые способствовали снятию эмоционального напряжения (например: «Менялки», «Кричалки-шепталки-молчанки», «Здравствуй», "Если "да" - похлопай, если "нет" - потопай", "Интервью", "Давайте познакомимся», "Гора с плеч",  "Комплименты")

Через игру ребенок усваивает мир взрослых со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Поэтому ребенок нуждается в благоприятной социально педагогической развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение. В группе совместно с родителями создали развивающие центры: экологии и экспериментирования; "Моя родина - Россия", "Мой родной город", изобразительного искусства, театра и музыки, центр сюжетных игр.

Все эти центры способствовали эмоциональному, познавательному, коммуникативному развитию, овладению детскими видами деятельности.

Решение проблем общения считаю невозможным без создания в группе атмосферы любви, уважения, эмоционального благополучия. Девиз взаимоотношений с детьми «Ребенок умеет любить того, кто его любит, – и его можно воспитывать только любовью», ведь от того, как мы относимся к своим воспитанникам, в большей степени зависят отношения между детьми, а также самооценка каждого ребенка и то, как его будут оценивать другие дети. У дошкольников отношения к самому себе, к окружающим, его поведение определяются его самооценкой и уровнем самоуважения. И если уровень самоуважения низкий, то развиваются «комплексы неполноценности». Чтобы воспитать в ребенке чувство самоуважения и уверенности в себе давала детям те поручения, которые ребенок в состоянии выполнить, или делила задания на серию маленьких. Любой положительный результат, даже самая маленькая победа - это шаг на пути к совершенству. Обязательна для маленького человека похвала. Но хвалить не просто говоря слово: "Молодец"  А ты молодец, что поделился игрушкой, помог Тане собрать конструктор  и т.п. Ребенок будет знать, что его похвалили за хороший поступок. Использую такой метод "Ты умница, но можешь сделать лучше". Критикую детей только за конкретные поступки и поведение.

Формировать адекватную самооценку, категорию образа «Я» ребенка помогла серия дидактических игр и упражнений «Какой я?», «Кто я?», а также из бесед с родителями и детьми я выяснила интересы своих детей и увлечения родителей. Это дало толчок в развитии социализации детей. Дети вместе с родителями рассказывали о своих увлечениях, приносили рисунки, коллекции, фотографии. Эти мероприятия поднимали авторитет среди сверстников, уверенность в своих силах, а главное интересное проведенное время и общение  с родителями.

Семья первоначальное пространство социализации ребенка дошкольного возраста – возраста, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности.     

Поэтому приходится не только восполнять несостоявшееся общение родителей с детьми, но и учить их разговаривать с ребенком.  Ведь часто воспитатели и родители по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребенка. Это несовпадение взглядов осложняло взаимодействие, однако в указанных различиях заключался основной смысл сотрудничества, направленного на создание единой цели воспитания и обучения детей, основанного на взаимодополнении.

Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком помогли совместное изготовление поделок и  рисунков на выставки.

(«Осень в гости просим», "Мама милая моя", "Барышня-крестьяночка, а внутри-то баночка" и др.) По запросам родителей были подготовлены различные консультации, которые предоставлялись не только в печатном виде, но и на электронном носителе.    

  В беседах с родителями делала  акцент на то, что им необходимо иметь время для ребенка и в течение этого времени жить в его мире, т.е. играть, беседовать, шутить и смеяться вместе с ним. Таким образом, веселое и радостное общение с ребенком оказывается гораздо более эффективным, чем воспитание «в лоб».

Предложила родителям, как можно организовать совместную деятельность с детьми в домашних условиях:

- легоконструирование  (дом, дача, гаражи, полиция, ж/дорога и т.д.)
- моделирование (изготовление движущихся игрушек)
- игры-фантазии (в них родитель и ребенок фантазируют над событиями из совместно прочитанных книг, мультфильмов (рисунки, картинки с изображением героев)
- дидактические (развивающие игры) (обеспечить ребенка заданиями и разными играми в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями) Устраивать дома вечера с использованием дидактических игр - лото, головоломки, интеллектуальные игры.
- игры с правилами социального содержания
- этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире
- экскурсии (город, школа, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями)
- игры-путешествия по родной стране, городу
- чтение художественной литературы
- рисование на социальные темы (семья, труд людей, школа и т.п.)
- для родителей часто болеющих детей планирую ввести Он-лайн общение

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. 

Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:

• ребенок в центре внимания и отношений;
• родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;
• педагоги узнают больше о семье и ребенке;
• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;
• полученный опыт взаимодействия  выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал