• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «О чём поют ракушки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «О чём поют ракушки» 

Подготовила:
воспитатель Климова Т.Н. 

Задачи:
Обобщить представление детей о моллюсках, как обитателях рек и озёр.
Учить классифицировать ракушки моллюсков по месту обитания (речные морские), по строению раковин (двухстворчатые, завитые).
Воспитывать умение видеть красоту ракушек, наслаждаться ею, выражать свои чувства в речи.
Развивать творческое воображение.
Прививать интерес к коллекционированию.
Познакомить с названиями раковин и разнообразием камней.
Рассказать о том, что в раковинах живут моллюски (хитон, конусы, неопилины), что раковины бывают морские и прудовые.
Обратить  внимание на необычную форму и цвет, красоту раковин и камней.
Воспитание у детей чувства уважения и  бережного отношения к природе. 

Ход  образовательной деятельности:

Сегодня я предлагаю вам поговорить о красоте, которую сотворила природа. Ребята, послушайте  слова, которые я сейчас произнесу и скажите ,что они могут описывать? (Красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, шумное, глубокое, черное, спокойное, теплое, холодное, гладкое, волнистое...)
( Ответ детей – Море!) 

Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.

- А ещё оно манящее.

 Оно манит нас к себе своей красотой.
 Мне так и хочется побывать там. А вы хотите побывать на море?
(Ответы детей) 

Все идем на корабль.
(Раздать детям маленькие кораблики)
(Дети  присоединяются  собираясь отправиться в плавание.)

Поднять якорь, надуть паруса.
Мы поднимаем паруса
И отплываем за моря!
Море зовет, ветер поет
Вперед друзья, вперед! 

Дыхательное упражнение (Дети дуют на паруса в соответствии с командой) 

Звучит музыка “Шум моря”.песня «Море зовёт»

Вы хотите побывать в морском царстве?

 Давайте заглянем в эту прекрасную бухту и рассмотрим обитателей её глубин.

Сенсорное исследование раковин.

Открывается вуаль, а там различные ракушки.

Воспитатель вместе с детьми любуется красотой ракушек, отмечает необычность их формы, окраски, рисунка и т.д.

Как по-другому можно назвать ракушку?

 (Раковина, домик, укрытие, панцирь)

Чей это домик? Кто жил в нём? 

Рассказ воспитателя:

Раковина – это домик моллюсков (рапан, хитон, конус, неопилин) и прудовые (прудовик, улитка-катушка, устрица). Как вы думаете, почему одни раковины  называются морскими, а другие – прудовыми?
 (Ответы детей).

Правильно, морские живут в море. А прудовые – в пруду и реке.

Их обитатели – моллюски. У них мягкие тела. Чтобы защититься от врагов, голый, беспомощный моллюск, прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки – двустворчатая. Свой  дом-крепость моллюск  строит на себе и под собой.

Семьсот литров морской воды пропускает через свое тело мидия, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций. Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.(Показ раковины и жемчуга).

Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой  через створки единственной ногой, беззубка  проползает 20см в час. А морское ушко - скороход среди улиток: перевозит свой дом со скоростью 1метр в минуту.

Посмотрите, какую причудливую форму  имеют раковины – они овальные, изогнутые, вытянутые, рогатые… Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. 

 Гуляя на берегу реки или моря, вы видели камни. Они гладкие: их постоянно омывают волны. Такие камни называют «галька», «голыш». Рассмотрите эти камешки. На что они похожи?(Ответы детей: на огурчик, сердечко, пальчик, шарик, палочку). 

 На некоторых есть узоры – полоски, волнистые линии,   пятна, точки.

 На  берегу есть и большие камни – валуны. Таких на выставке нет, но их можно увидеть на картинках. 

Какой формы бывают раковины?

Кто живет в них?

Как передвигаются моллюски?
(Ответы детей). 

Нам нравится  гуляя по берегу моря или реки, увидев причудливую ракушку взять её собой? 

Ребята, а если вы гуляя по берегу реки или моря наберёте много ракушек, или камешек или жемчужин, Как будет называться  вся ваша находка?(Коллекция)

А вы как будете называться?(Коллекционеры) 

Когда раковину можно взять в руки?(Только убедившись, что в ней никто не живет).

Правило коллекционера: для живого это важнее!

А вы знаете, что большие раковины называют поющими? Закройте глаза и послушайте, о чем поют ракушки (детям предлагают взять большие раковины и послушать).

Что вы слышите? 

Чтение отрывка из стихотворения Р. Сефа “Алло! Это море?”.

Алло!
Это море?
Вы слышите
Черное море меня?
Ракушку я взял
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я Вас узнаю
- В этой гулкой
Ракушке,
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке. 

Как вы думаете, давно ли они появились на Земле?

Это очень древние животные, которые появились на Земле много-много лет назад. 

Ход занятия: 

Воспитатель: (подводит детей к витрине с раковинами). Отгадайте загадку: Кто на себе дом возит?

Дети: Улитка.

Воспитатель:    Верно. Какое тело у улитки?

Дети: Нежное, мягкое.

Воспитатель: Чтобы защитится от врагов, улитка прячет свое тело в раковину. Есть огромное количество животных, которые, как улитка, имеют мягкое тело без позвоночника, таскают на себе домик-раковину и на брюшке имеют особенный вырост, с помощью которого они передвигаются, - ногу. Все эти животные называются моллюсками.

Моллюски обитают на суше, в морях, в пресных водоемах. Как вы думаете, как называются моллюски, которые живут в море?

Дети: морские.

Воспитатель: Правильно. А как называются моллюски, которые живут в реке, в пруду?

Дети: (высказывают свои предположения) 

Воспитатель: Они называются прудовые.

Далее рассказ сопровождается показом  видеофильма Перед просмотром ставиться задача .В процессе просмотра запомнить что то интересное, чтобы потом передать это другому по секрету.

 Интерактивная игра «Карусель»  (Дети договариваются о паре и образуют внешний и внутренний круги и переходя по внешнему кругу меняя партнёра, доводят до его сведения свою интересность увиденную в фильме.

Затем внешний и внутренние круги меняются местами и обогащение знаниями друг друга продолжается. Далее воспитатель опрашивает 2-3 сосуда со знаниями. 

Воспитатель: Если раковина у моллюска состоит   из двух половин, как она называется ?( двустворчатая), если раковина цельная (обычно спиральная) .

К каким моллюскам относится улитка?

Дети: К брюхоногим.

Воспитатель: Верно. Есть еще головоногие моллюски. Большая их часть – кальмары, осьминоги, каракатицы – раковин не имеют, ног у них несколько.

Поговорим о моллюсках, у которых есть раковины.

Знакомая нам улитка обитает в лесной подстилке, поедает там лишайники, плесень, растительные остатки, трупы мелких животных. Ее можно назвать санитаром леса.

Улитка конус живет на Большом Коралловом рифе, который тянется вдоль восточного побережья Австралии. Она прячет во рту ядовитый гарпун, которым можно мгновенно убить жертву.

Есть улитки партула, которые встречаются только на некоторых островах Океании и больше нигде в мире. Все они сильно различаются формами раковин и их окраской (от белой до черной).

Улитка-катушка живет в пруду и у кромки воды.

У прудовика раковина цельная. Догадайтесь, где он обитает?

Дети: В пруду.

Воспитатель: Конечно, в пруду.

Большое количество двустворчатых моллюсков живет на морском берегу в приливно-отливной зоне.

Морской черенок прячется вглубь песка, прокладывая себе путь мускулистой ногой.

Серцевидка и венерка  держатся совсем близко к поверхности песка.

Морские желуди (балянусы) порой покрывают целые скалы, намертво прикрепляясь к ним известковыми домиками.

Мидии селятся гроздьями – до 2000 штук на 1 кв.м., подвешиваясь на прочных нитях из биссуса (белкового вещества, вырабатываемого особой железой на ноге).

Морское блюдечко объедает с камня налет водорослей и медленно ползает по нему-  то вверх, то вниз, следуя за уровнем воды.

Двустворчатые моллюски могут обитать и на огромной глубине.

Гигантская тридакна – самый крупный в мире моллюск (более 1 м в длину). Если ее потревожить, она резко захлопнет раковину. Нога неосторожного аквалангиста может оказаться в смертельном  капкане, разжать который практически невозможно – настолько сильна у тридакны мышца-зажиматель.

Свой дом-раковину моллюск,  строит из особого вещества, основа которого – кальций. Чтобы получить кальций, он пропускает через свое тело огромное количество воды.

Иногда в раковину двустворчатого моллюска – жемчужницы попадает песчинка. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина  (показать бусы).

Речевой материал 

РАКОВИНА. 

Я раковину эту
В коробке берегу
Она лежала раньше
В песке на берегу. 

Мой дедушка с Кавказа
Привез её с собой.
Её приложишь к уху –
А в ней шумит прибой
И ветер гонит волны…

И в комнате у нас
Мы можем слушать море,
Как будто здесь Кавказ.
                             А. Барто

Я каждое утро
На берег хожу,
Заснувших медуз
На песке нахожу.
Есть все у меня,
Что выносит вода:
И маленький краб,
И морская звезда,
Большая ракушка
С подводного пня…
И только кораблика
Нет у меня.   

                                                         В. Коржиков. «Кораблик»
Дерево прячет
Корни в земле.
Искры таятся
В теплой золе,
В желудке зрелом
Спрятан дубок
В хрупкой скорлупке
Спрятан желток.
Жемчуг – в ракушке,
Рыба в пруду.
Только лишь глупость
Одна на виду.                                      О.Дриз. «Что где спрятано» 

Раковины – это уникальный, достаточно прочный раздаточный материал для наблюдения, экспериментирования, сравнения, классификации, игры, конструирования и ручного художественного труда. Это удобный счетный материал. 

(Воспитатель вносит раковины речных и морских моллюсков.) Давайте посмотрим, как правильно составить коллекцию раковин.

Воспитатель вносит каталог и совместно рассматривает его с детьми.

Составление коллекции раковин А теперь мы с вами составим нашу коллекцию раковин моллюсков: двустворчатые - завитые 

Замечательная у нас получилась коллекция. Вечером вы покажите ее родителям. 

Но ребята, мы с вами должны разработать правила использования  нашей

Коллекцией. (Вместе с детьми рассматриваем алгоритмы по использованию

Коллекции- Что можно делать обладая коллекцией?

( ЛЮБОВАТЬСЯ;НАБЛЮДАТЬ; ПОКАЗЫВАТЬ ДРУЗЬЯМ;БЕРЕЧЬ;РАЗМЫШЛЯТЬ) 

Дети рассматривают сюжетные картинки и размышляют о смысловой части сюжета, обсуждают содержание сюжета

(момент высказываний можно организовать как интер игру «Хоровод». 

Итог:
Какое вам известно главное правило коллекционера?
Раковину можно взять в руки? (Только убедившись, что в ней никто не живет). Правило коллекционера: для живого это важнее! 

Какие названия раковин вам теперь знакомы? (двустворчатые, конусообразные, завитые) 

Что вы можете рассказать о раковине? Что это?

Раковина – это домик моллюсков (рапан, хитон, конус, неопилин) и прудовые (прудовик, улитка-катушка, устрица). 

Как вы думаете, почему одни раковины  называются морскими, а другие – прудовыми? (Ответы детей). 

Как по-другому называются улитки? (Моллюски или головоногие)                                        

                                                О ракушках. 

Сама ракушка – это оригинальный домик, который носят моллюски. Эти морские животные встречаются в реках, озёрах, морях. Они обтекаемые по форме, а выпуклая сторона их спины покрыта раковиной. Передвигается моллюск с помощью мускулистой ноги, которая выступает со стороны брюшка, - это помогает ему прикрепляться к камням, водорослям, скалам. От места обитания моллюска, его образа  жизни зависит то, как выглядит  ракушка,  какой она формы, какого цвета и размера.
Мидии – удлиненной формы, слегка суженной спереди и расширенной сзади. Внешняя сторона раковины тёмная, внутренняя – перламутровая. Встречаются в Чёрном, Балтийском, Баренцевом морях.
Донаксы  – морские двустворчатые моллюски округлой, треугольной формы, тёмного цвета, иногда с полосками. Внутри их раковины перламутровые, в раскрытом виде напоминают крылья бабочки. Встречаются на Чёрном море, Финском заливе.
Морские гребешки – имеют крепкие раковины округлой формы, похожие на веер. По краю раковины образуют выступы. Поверхность ребристая, кремового или белого оттенка. Такие ракушки можно встретить в прибрежных мелководных районах.
Сердцевидки, или кардиумы  - сердцевидной формы с ребристой поверхностью. Встречаются на Чёрном, Аральском, Каспийском, Балтийском морях.
Кустарниковые раковины, или живородки, - спирально завитые, бледно коричневого цвета, с полосками, могут разных оттенков. Встречаются в пресноводных водоёмах рек, озёр и прудов.
Каури – овальной формы, с яркой глянцевой поверхностью. Внутренняя сторона имеет зубчатые края.
В аппликациях раковины удачно сочетаются с камушками овальной и круглой формы самых разных размеров и цветов.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал