• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Развитие графических навыков у дошкольников

дети рисуютУважаемые коллеги!

 Попробуйте представить, что из нашей жизни исчезли графические изображения. Как изменится наше существование? Возможно. Кто- то считает, что если исчезнут, например, чертежи, то ничего в его жизни не изменится. Но ведь графические изображения – это не только такие специальные технические и технологические документы, как чертеж, технический рисунок, монтажная схема, топографический план и другие изображения, которыми пользуется в  своей профессиональной деятельности ограниченный круг людей.

 Вы читаете книги? Буквы, цифры, иллюстрации – это графические изображения. Исчезнут они – не будет книг. Вы управляете автомобилем и знаете правила дорожного движения? Тогда представьте, что будет если исчезнут дорожные знаки? Вы ездиете в метро? А как вы будете ориентироваться без схем и указателей и т.д

  Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, построенные от руки, при помощи графических инструментов, типографическим способом или с помощью компьютерных технологий, постоянно и повсеместно окружают человека в любом воздухе, включаются в различные виды его деятельности, и не только профессиональной.

 Рисунки, картины, иллюстрации в книгах – элементы художественной графики – взрослые вводят в окружение ребенка с рождения. Буквы, цифры, пиктограммы, дорожные знаки, рекламные вывески – это тоже графические изображения, побуждающие живой интерес малыша. Чертежи, схемы, наглядные изображения широко используются в конструктивной деятельности детей и используются ими в разнообразных играх.

  Графический язык, как и любой другой, строится по своим правилам и законам, он использует свои методы и приемы. Успешность овладения этими действиями, в свою очередь, обеспечивается достаточно развитым пространственным мышлением.

  Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60- 70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. Поэтому так важно предусмотреть   формирование знаний о методах графического предъявления и восприятии информации, что обеспечит условия и возможность ориентации человека в обществе.

  И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графических информаций.

  Почему же так важно развивать графические умения у детей уже в дошкольном возрасте? Какие трудности могут возникнуть при недостаточном развитии пространственных представлений и графических умений ребенка в процессе обучения в школе?

 Известно, что пространственные представления являются тем базисом, на котором развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных целенаправленых координированных движений,  в оценке расстояния, пространственно- различительных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и в понимании разрядного строения числа, счетных операций, отношений сравнения, сложных логико – грамматических конструкций языка.

  Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями.

  Многие родители считают, что ребенок «будет стараться» и со временем «подтянется,  «выровнится», проблемы исчезнут, ребенок станет лучше учиться. Однако, ученые доказали, что с возрастом эти проблемы сами собой не проходят, а только усиливаются. И ведут к новым проблемам в обучении. Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст – это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

 

Развитие графических умений непосредственно на занятиях предусматривает:

1. Как пробудить интерес ребенка к графической деятельности.

 Цель: Способствовать    развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями.

Задачи:

- обобщать и систематизировать представления детей о геометрических фигурах и основных пространственных направлениях.

- совершенствовать  умения детей ориентироваться в пространстве  по основным пространственным направлениям.

- формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.

- Развивать умение детей декорировать графические изображения, анализировать их графический состав.

-Способствовать освоению детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических изображений.

 Очень важно создать условия для «вхождения» ребенка в мир графики, в деятельность по оперированию графической информацией. Именно это и является  основным на первом этапе работы по развитию пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет.

Для работы необходимо подготовить следующие материалы:

- карандаши, ручки, фломастеры, маркеры;

- линейки, трафареты, циркуль, лекала;

- листы бумаги;

- цветную бумагу или картон;

- геометрический конструктор «Танграм», «Пифагор.

- пособия  Воскобовича «Игровизор», «Геокон», «Геовизор»

На первом занятии дети устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Рассматривают разнообразные графические изображения (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объемных объектов), выделяют в них точки и линии.

 

Дале на занятии дети осваивают  понятие «клеточка», «сторона клетки», «диагональ», учатся строить  линии на клетчатой бумаге, ориентироваться на плоскости. Строят самостоятельно графы- загадки.Здесь можно использовать такие игры например: «Нарисуй точками дорожку, при этом линии могут буть как прямые так и ломанные», «Соедини точки линиями и узнаешь кто там прячется». «Помоги ежику добраться до зайки в гости». А также использовать познавательные вопросы:

- Что  обозначает линия на карте, на рисунке и т.д?.

Игровые  упражнения:

«Кто больше найдет прямых и ломаных  линий?»

«Кто больше найдет сплошных, отрывистых линий».

  На последующих занятиях дети знакомятся с фигурами, которые можно создать при помощи линии и точек: прямая, отрезок, луч, угол, ломанная, многоугольники. Выделяют фигуры и их части на графических изображениях плосткостных объектов. Из деталей геометрического конструктора («Танграм») дети выкладывают различные изображения фигур по расчлененному образу и по замыслу.

На 4-ом занятии дети работаю по пособиям Воскобовича   («Игроцизор», «Гиоконт») создают графические  изображения по образцу.

 

 Далее, с детьми проводится работа над  развитием умений оперировать графической информацией, и  плосткостными   объектами 

 

 

Цель: обеспечивать накопление опыта детей в деятельности по освоению способов декорирования и кодирования графической  информации о плосткостных объектах.

 

Задачи:

- Совершенствовать умения детей ориентироваться в двухмерном пространстве по основным пространственным направлениям.

- Обобщать и систематизировать представления детей о плоских геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

- Способствовать освоению детьми способов построения графических изображений геометрических фигур.

- Совершенствовать умения детей читать графические объектов, выделять форму и пространственные расположения предметов и их частей.

- Развивать конструктивные  умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

 

На 1-ом занятии дети знакомятся с квадратом, читают его графическое изображение

 

На 2-ом занятии дети вспоминают обитателей леса, анализируют геометрическую форму частей тела животных и графические фигуры по форме, читают графические   изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество.

 

На з-ем  занятии ребята разгадывают тайны лесных жителей: на «загадочных картинках» состоящих  из  различных треугольников и четырехугольников, выделяют изображения животных из фона.

 

На 4-ом занятии  продолжается  путешествие по прямоугольной тайге., дети помогают зайчишкам, найдя двух одинаковых зайцев и преобразовав их в разных  способом увеличения изображения по клеткам

 

На 5-ом занятии, дети находят зеркально симметричные предметы  окружающей обстановке, на рисунках.

На 6-ом занятии дети знакомятся  с картой, читают ее выбирают  направление.

 

На  7- ом занятии  строят симметричные изображения.

Работа постепенно усложняется. На последующих занятиях организуется работа над  развитием умений оперировать графической информацией, и трехмерных объектах.

Цель: Содействовать освоению детьми способов декорирования, кодирования и преобразования графической информации о трехмерных объектах. Развивать самостоятельность и  творческую активность детей в совместной деятельности по декорированию и кодированию и преобразованию графической информации  в разных видах деятельности.

 

Задачи:

Формировать у детей представления о геометрических телах, их элементах и свойствах.

-Совершенствовать представления о трехмерности объектов в практической деятельности.

- Способствовать развитию умений детей читать разнообразные графические изображения  трехмерных  объектов, использовать их в практической деятельности (конструирование, моделирование)

- Формировать представления о проекциях объемных предметов, обеспечивать освоение детьми способов изображения геометрических тел и трехмерных объектов в одной, двух и трех плоскостях проекций.

- развивать умение детей преобразовывать  графические изображения в соответствии с изменениями конструкций, моделей.

- развивать умение детей преобразовывать конструкции модели в соответствии с изменением графических изображений.

- Содействовать развитию самостоятельности и творческой активности детей  в деятельности с графическими изображениями объектов.

Можно использовать следующие игры:

 

«Какая  геометрическая фигура получится , если разделить прямой линией квадрат пополам?» (2 прямоугольника)

«Лабиринты»,«Кто быстрее сосчитает сколько отрезков составляет ломанную  линию?». «Нарисуй замкнутую ломанную линию из трех отрезков».

 

Диагностический инструментарий

    Технология развития умений оперировать графической информацией и пространственного  мышления у детей 6-7 лет строится таким образом, что предлагаемые задания учитывают не только  уровень актуального развития каждого  ребенка. Учитывается и уровень потенциального, ближайшего развития ребенка.

 Цель диагностики: Выявление особенностей пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет

Задачи:

- Выявить особенности умений ориентироваться в двухмерном и трехмерном реальном и воображаемом пространстве, различать основные пространственные направления и пространственные отношения между объектами.

- Выявить особенности представлений о геометрических фигурах и их свойствах, умений различать и называть фигуры независимо от их пространственного  расположения обобщать, классифицировать фигуры по их существенным признакам.

- Выявить особенности умений преобразовывать форму и пространственное расположение объектов в реальном и воображаемом  плане: воссоздавать образ из частей, расчленять образ на части в соответствии с заданными условиями, выполнять преобразования симметрии  зеркальной, поворотной, переносной).

- выявить особенности умений декорировать графическую информацию (создавать графическое изображение): анализировать форму и пространственное расположение объектов и их частей, выполнять графические операции.

- Выявить особенности умений перекодировать графическую информацию

( преобразовывать графические  изображения).

- Выявить особенности умений применять в деятельности чертежно- графические инструменты.

 

Используемая литература:

1. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. 2.

 

2. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.

Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.: ил.

 

Подготовила: Воспитатель Ярцева О.В.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал