• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Статья "Работа с родителями детей ОВЗ"

Статья "Работа с родителями детей ОВЗ"

Губер Татьяна Васильевна, педагог-психолог

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества «особых» детей, или детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей).  Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением поведения и общения; дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к элементарному образованию.

С каждым годом увеличивается число «особых» детей. Наш детский сад не исключение. Детям ОВЗ нужна специальная коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию, а также наличие специальных или адаптированных технологий.

Работа с детьми ОВЗ в нашем детском саду строится следующим образом. Каждый год проходит заседание ПМПк (Медико- Психологого- Педагогического консилиума), на котором определяют детей с особыми возможностями здоровья по медицинским, педагогическим, поведенческим факторам и т.д. Дети с задержкой психического развития и нарушениями в развитии речи направляются на городскую ПМПК, после которой переходят в специализированные  сады, а те кто остался в детском учреждении находятся под наблюдением всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, воспитатель по изобразительной деятельности). Для детей ОВЗ разрабатываются индивидуальные программы и проводится коррекционно- развивающая работа с учетом нарушений в развитии. Это дети  с поведенческими отклонениями (агрессивные, застенчивые, гиперактивные, тревожные).

Однако работа психолога строится не только с ребенком, но и с семье. Зачастую родители не признают или не хотят признавать, что у их может быть единственного и долгожданного, а может просто младшего и любимого детища существуют какие-то проблемы, ведь как известно отклонения в развитии или поведении на пустом месте не возникают, что-то не ладно в семье, и начинать надо первоначально с нее.

Предварительно лучше провести первичное диагностическое обследование и ознакомиться с медицинской картой ребенка.  Кроме этого при знакомстве с состоянием здоровья ребенка собираются сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях, случаях госпитализации, реакции ребенка на них. Важно знать, состоит ли ребенок на учете у психоневролога, невропатолога или других специалистов, какой они ставят диагноз. При подозрении на органические нарушения центральной нервной системы психолог интересуется наследственностью. Сведения о здоровье ребенка дают не только прямую информацию о его психическом и соматическом состоянии, но и косвенную.  С данными о здоровье тесным образом связана характеристика развития начиная с рождения: развитие психомоторных функций (когда начал сидеть, стоять ходить; произнес первые слова, первые фразы, как в целом шло развитие речи); общий эмоциональный фон (смена настроений, необоснованная веселость, подавленность, слезливость, беспричинная смешливость, вспышки агрессивности, аффекты, ровное, спокойное настроение, безразличие, общая доброжелательность); уровень контактности, выражающийся в трудностях общения и поведения в целом.

Существенны анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. К ним относятся: дата рождения и точный возраст ребенка, сведения о родителях (фамилии, имена, отчества матери и отца, год и место рождения, национальность, образование и специальность, место учебы или работы). Такие же сведения необходимо собрать и о тех родственниках, которые принимают или принимали участие в воспитании ребенка. Эти сведения важны для понимания системы воспитания, принятой в данной семье, ее культурных особенностей, обстоятельств, приведших к тем или иным отклонениям или задержкам в развитии ребенка, выявленным в ходе диагностического обследования.

Также для работы с семьей психологу необходимы социальные характеристики, которые включают в себя:

  1. состав семьи: полная, неполная, распадающаяся, стабильная;
  2. жилищные условия: отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, с родственниками и проч.
  3. среднемесячный доход: выше среднего уровня, средний уровень, ниже среднего уровня;
  4. характер взаимоотношений между родителями: взаимопонимание, доминирование (отца, матери, других родственников), конфликты, ссоры, напряженные отношения с расхождением во мнениях, пренебрежение, неприязнь, прочее;
  5. воспитательные функции по отношению к ребенку в большей степени осуществляет: мать, отец, бабушка, брат, сестра;
  6. в случае если семья неполная или распадающаяся, как это отразилось на ребенке: он видится с обоими родителями, живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
  7. произошли ли изменения в составе семьи, по каким причинам, как ребенок реагировал на них.
  8. В какие игры и занятия ребенок предпочитал в разных возрастах, какие у него домашние обязанности, уровень его самостоятельности, степень активности и проявления инициативы и т.д.

Данную информацию психолог получает на первичной консультации. Вполне вероятно, что не удастся собрать все эти сведения, так как они касаются внутренней жизни семьи, и родители могут не захотеть их обсуждать. Если в этом нет крайней необходимости, некоторые вопросы могут и не задаваться. Однако при выявлении неблагоприятных тенденций в развитии нужно постараться создать в отношениях с родителями атмосферу откровенности, так как сведения о положении в семье особенно важны для понимания психического состояния ребенка.

Познакомившись с историей развития ребенка, обстоятельствами его жизни, психологу необходимо перейти к анализу семьи, в которой он воспитывается. В первую очередь нужно познакомиться с родительскими установками и стилем воспитания, т.е. системой родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятием ребенка родителями и способами поведения с ним.

Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Родителям предлагается заполнить опросник АСВ («Анализ семейных взаимоотношений» ) авторы Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Опросник поможет найти ответ на вопросы какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания) и почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Для получения дополнительной информации о взаимоотношениях в семье и месте детей в ней, психолог просит нарисовать ребенка свою семью (тест «Рисунок семьи»). Существует форма работы как посещение семьи. Но мы посещаем только очень трудные семьи (если таковые в детском саду имеются), состоящие на учете в органах опеки или соц. защите.

В разных случаях психолог должен ясно представлять свои возможности и полномочия. Если сведения, полученные в обследовании и подтвержденные в беседе с родителями, настолько убедительны, что дают возможность наметить конкретную стратегию коррекционной работы, то психолог приступает к реализации коррекционных мер.

Для детей с поведенческими отклонениями в развитии психолог разрабатывает коррекционную программу, например направленную на снижение агрессивности ребенка, используя следующие технологии: психогимнастика, релаксация, игровая терапия, игры с четкими правилами, способствующими развитию внимания.  Тревожные дети: игры на расслабление мышц, на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.  Для агрессивных детей подбираются игры на построение позитивных взаимоотношений со сверстниками (общений), проводится обучение способам выплескивания гнева, не навредив соседу.Также программа должна быть направлена на развитие познавательных процессов психики. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно – восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений.

Вернемся к родителям. Первоначально психолог проводит анкетирование на тему «Какие проблемы вы испытываете в воспитании ребенка?», «В какой форме вы бы хотели получить интересующую вас информацию?». Не всегда родитель может посетить тренинговое занятие (с детьми –коррекция детско-родительских отношений или без- психопросвещение и самоопределение) или семинар практикум, целью которых  является:

  1. психологическое просвещение — дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье;
  2. обучение — дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели;
  3. переориентация — самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских и иных межличностных отношений, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.

Есть другие формы получения информации: индивидуальный и групповые консультации, папки-передвижки (которые родители очень редко пролистывают), информационные стенды (пока родитель ждет когда оденется ребенок, постоит почитает), рубрика психолога на сайте детского сада, буклеты (можно взять домой ознакомится и протестироваться, после этого решить есть ли проблемы у него и ребенка и стоит ли идти к психологу), посещение родительского клуба  «Школа молодой семья» (можно поделиться накопленным опытом, задать конкретные вопросы и получить ответы).

Существует еще одна форма работы с родителями, которая дает положительный результат, это психологические акции. Психологические акции – это вид психологической работы в игровой форме. Представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада. Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат. Они достаточно экономичны, могут длится от 2 часов до нескольких дней, и охватывают большее количество родителей (подходит как для работы с родителями детей ОВЗ так и со всеми). В прошедшие учебные года была проведена психологическая акция «Доброе утро». С утра пораньше родителей встречал психолог, желал доброго утра и хорошего настроения. Каждый родитель получил небольшое стихотворное послание. Были получены положительные отзывы, о том что поднялось настроение, зарядились оптимизмом, потянуло на новые начинания. Также реализованы две акции «Елочка желаний» (оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на обратной – пожелания родителям) и «Солнышко настроения». Их целью является  укрепление детско-родительских отношений; формирование ценностного отношения к близким людям. По длительности одна на две недели, другая на 2 дня.

По завершению всех запланированных мероприятий проводится повторная диагностика: АСВ- с родителями; наблюдение за изменениями в поведении ребенка, проективная методика «Рисунок семьи».  Полученные данный сравниваются, анализируются и делается вывод об эффективности мероприятий. Положительная динамика всегда радует и вдохновляет.

В нашем дошкольном учреждении работа с родителями реализуется через клуб «Доверие». Это встречи с родителями:круглый стол «Жизнь без барьеров», обмен опытом «Мы со спортом тоже дружим!»,  педагогический калейдоскоп «Особенности познавательного  развития детей с ОВЗ», литературный марафон «Воспитание сказкой», аукцион «Развитие ребенка с ОВЗ», педагогическая лаборатория  «Секреты бесконфликтного взаимодействия между детьми и родителями». Создан на группах интерактивный почтовый ящик «Спрашивайте – отвечаем» (Ответы специалистов ДОУ на вопросы родителей). Это наглядно-информационные формы работы: буклет «Экспериментируем – познаем!», брошюра «Читаем вместе с ребенком», бюллетень «Развиваемся играя!», буклет «Волшебная зарядка» (комплексы упражнений для мелкой моторики рук, снятия тонуса мышц, расслабления и т.д.). 

Список литературы.

1. «Особые дети», журнал «Школьный психолог» № 43, 2003 год.  Автор Оксана Медведева, психолог Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа им. И.П. Выучейского

2. « Основы технологической культуры педагога»  Колесникова И.А., научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. –СПб.:«ДРОФА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»,2003

3. «Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья», материал Фоминой Н.А. д.п.н., профессора Волгоградской государственной академии физической культуры.

4.Сайт практического психолога http://iemcko.narod.ru/2103.html

5. «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Фомина Н.А.-М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.

6. «Шпаргалка для родителей» Е. Лютова, Г.Монина. Спб: Издательство «Речь», 2007

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал