• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Статья «Развитие мотивации к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Статья «Развитие мотивации к изобразительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» 

Стрижкова Маргарита Валериевна
воспитатель высшей категории
МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»
г. Тольятти 

У детей дошкольного возраста необходимо формировать способности к поиску знаний, развитие творческой личности, креативность. Этому как раз способствует изобразительная деятельность. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий изобразительной деятельностью, с другой – сниженный интерес детей к процессу и результату рисования.

Решение этой проблемы видится  в использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР изобразительной деятельности. Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к преподаванию рисования. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она должна включать в себя и другие изобразительные материалы и средства. Главным отличием данной системы является результат занятия – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании.

Вся работа распределена по этапам, учитываются особенности развития детей с ЗПР, их возраст, применяемые технологии, тематическое планирование ДОУ, совмещение с проектной деятельностью в старшем дошкольном возрасте, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Апробированы методы и приёмы, средства для развития творческих способностей детей, воспитания эстетического вкуса, личностного интеллектуального развития, создания ситуации успеха каждому ребёнку.

На первом этапе обучения знакомим детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения. Практика показала, что предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения детей с ЗПР (наряду с другими недостатками) являются в этом серьёзным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе мы отвели значительное место организации практических занятий с «карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные действия. Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик – кап-кап-кап» и многие другие, а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, дают возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.

На втором этапе знакомим с техниками, где необходимо использование дополнительных инструментов, смешивание краски с другими материалами или нанесение одного изобразительного материала на другой. Здесь дети учатся  ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познавали свойства материалов, правила применения оборудования.

На третьем этапе использовались смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. При выполнении таких заданий дети учится анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже - небольшими подгруппами.

Желание детей как можно лучше выполнить рисунок во многом зависит от заинтересованности воспитателя и его веры в успех своих воспитанников, которые прекрасно чувствуют и понимают, как к ним относится взрослый. Внимание и благожелательность, ровный и спокойный тон, своевременно оказанная помощь, справедливая оценка деятельности имеют большое значение. Понимание стремлений детей и доброе к ним отношение располагают их к воспитателю, вызывают ответные чувства и стремление выполнить наилучшим образом предложенное задание.

Таким образом, комплекс соответствующих мероприятий создаёт психологические предпосылки к формированию у детей интереса к изобразительной деятельности.

Для усвоения материала использую следующие методы и приёмы:

-  информационно-рецептивный метод (и такие его приёмы как рассматривание репродукций, фотографий, альбомов, наблюдения в природе, экскурсии; показ новых способов рисования и др.);

-  метод проекта (преобладающий мотив – совместное творчество, доставление радости, что даёт ребёнку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные качества);

- словесный метод (это беседы о художниках, жанрах живописи; искусствоведческий рассказ, художественное слово.);

- эвристический и исследовательский методы для развития у детей самостоятельности, фантазии и творчества;

- игровые приёмы (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр.);

- инициирование самостоятельного и творческого применения детьми полученных умений в конкретных творческих ситуациях;

- создание условий для детского художественного экспериментирования;

- приём сотворчества педагога и ребёнка;

- организация выставок рисунков детей.

 В группе создана развивающаяся предметно – пространственная среда, которая опирается на принципы ФГОС ДО. Есть уголок изобразительной деятельности, оснащённый разнообразным изобразительным материалом; «вернисаж», где выставляется репродукции художников и детских иллюстраторов. Подобраны музыкальная и литературная картотеки; большой выбор наглядного и информационного материала; действуют персональные и тематические выставки рисунков детей. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования.

При организации образовательной деятельности воспитателю следует иметь ввиду, что каждый изобразительный материал задаёт определённый диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к определённым видам активности.

С  гиперактивными и расторможенными детьми с ЗПР, а также детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, гуашь, тушь.  Они стимулируют неструктурированную активность ребёнка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Мы предлагаем таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением деятельности, и соответствующие задания, например, «рисование по точкам».

Напротив, для детей с ЗПР эмоционально «зажатым», фруструктированным, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, гуашь, большие кисти, большие листы бумаги, рисование мелками и т.д. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например: какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого. 

Литература.

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова. -М. : Академия, 2001.
  2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. -М. : Гном, 2001.
  3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб. :Детство-Пресс, 2003.
  4. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал