• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Статья "Характеристика психолого-педагогических условий развития памяти у дошкольников с нарушением зрения"

Статья "Характеристика психолого-педагогических условий развития памяти у дошкольников с нарушением зрения"

Подготовила: воспитатель
Воронина Фаина Вячеславовна

Исследования П.И. Зинченко, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой  и др. говорят о том, что развитие зрительной образной памяти связанно с опытом (эмоциональным, двигательным), свидетельствуют о том, что развитие зрительной образной памяти зависит от опыта (двигательного, эмоционального), приобретенного на прошедших ступенях онтогенеза. Вследствие зрительного нарушения этот опыт ограничен.

Дети с недостатками зрения испытывают затруднения в опознавании контуров предметов и их форм. Они чаще путаются и смешивают объекты близкие по внешним признакам (круг – овал, треугольник – трапеция, прямоугольник – квадрат).

Трудности появляются так же при выделении главных и второстепенных признаков предмета. В результате этого, ребенок запоминает и повторяет материал лишь по отдельным характерным признакам объекта, чаще не существенным. Так же отмечаются трудности в оценке пространственного местоположения предметов.

Наиболее часто встречающееся заболевание у дошкольников – это гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия.

При создании коррекционно-развивающей среды учитываются:

•структура первичного нарушения и проблемы, начинающиеся у детей при взаимодействии и ориентации с окружением.

•обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

То есть, в учреждениях создаются такие условия, чтобы была взаимосвязь лечебно – восстановительной работы и с задачами коррекционно – компенсаторной работы.

- оформление стен групповых комнат и спален разнообразными зрительными тренажерами.

- подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

При оформлении групповых комнат, спален, кабинетов учитывается возможность размещения зрительных тренажеров: схемы Базарного, различных лабиринтов. Работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.

Дети с дефектами зрения, так как плохо ориентируются в пространстве, снижены силы в мышцах, нарушена координация движений и в усвоении двигательных действий. Поэтому в группах созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Формирование сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует полноценной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателя. Необходимо создание определенных условий, одним из которых является подбор дидактических пособий и игровых упражнений, направленных на развитие:

* зрительного восприятия;

* тактильного восприятия;

* слухового восприятия;

* обоняния.

К сожалению, вопрос о развитие обоняния, классификации и идентификации запахов недостаточно изучен в методической литературе.

При подборе игр и пособий на развитие сенсорного восприятия, концентрируют внимание на следующее:

* цветовое изображение;

* четкий контур изображений;

* отсутствие лишних деталей;

* игрушки должны быть подобны реальным объектам и по внешнему виду и по цветовой гамме.

В группах организовываются центры коррекции, содержащие в себе специально подобранные дидактические пособия и игры для детей с нарушением зрения. Пособия по формированию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики расположены пособия по развитию восприятия формы и величины.

Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, палочки Кьюизенера с цветными альбомами по возрасту детей (используется приём наложения), блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов. Все это позволяет формировать умение различать цвет, величину и форму предметов, а так же развивает пространственное положение объекта на основе применения сенсорных эталонов. Умение отображать предмет по контуру изображения, разделять конструкцию на составные ее части и восстанавливать форму предмета из геометрических фигур.

По рекомендации офтальмолога, в зависимости от зрительной нагрузки, подбирается мозаика и конструктор по величине деталей. Таким образом, работа с подобными играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Для развития периферического зрения, координационных способностей, глазодвигательных функций и глазомера используются подобные игры: скатывание шара с горки, скользящие фигурки т.п.

Дети с нарушением зрения обладают определенной спецификой развития. У них наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Вследствие малоподвижности в разных видах детской деятельности, у многих дошкольников отмечаются вялость мышц рук или слишком высокая их напряженность. Поэтому особое внимание обращается на формирование мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Через разные формы двигательной активности ребенка с нарушением зрения разработаны комплексы коррекционно-развивающих занятий, которые содержат многообразие движений, пальчиковую и зрительную гимнастику, физкультминутки, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия.

Для разрабатывания общей моторики и зрительно-двигательной координации используется материал с учетом зрительного дефекта:

•«Кольцеброс» и «Шароброс» - для детей с расходящимся косоглазием, взгляд таких детей должен быть направлен вниз;

•«Кегли» и «Дартс» - для детей со сходящимся косоглазием, взгляд таких детей должен быть направлен вверх или вдаль;

•Крупные и средние мячи - для детей с близорукостью;

•Мелкие мячи - для детей с дальнозоркостью.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций применяются всевозможные игровые средства: отпечатки ладошек, контейнеры с крупами, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, помогают формированию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, концентрацией, аккомодацией, способствуют развитию бинокулярного зрения. Объединенный подход в различных коррекционных приемах, например, использование красного и желтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии, способствует закреплению успехов ортоптического лечения.

Существует множество фактов, свидетельствующие о том, что образы у детей с нарушением зрения при отсутствии подкреплений со стороны их развития, обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшой промежуток времени (1-3 мес.) отрицательно скажется на уровне формирования дифференцированности и адекватности образов – эталонов. Другими словами, нарушение зрительного восприятия повергает к отклонениям зрительной образной памяти.

Определено также, что сохранение образов в памяти полностью зависит от остроты зрения. У слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала в долговременной памяти.

Это возможно объяснить двумя причинами:

1) малой сохранностью материала в кратковременной памяти и скорым его переводом в долговременную память;

2) процессом отбора материала в долговременную память.

У слабовидящих детей в долговременную память переводится лишь то, что для них имеет существенную значимость в их жизнедеятельности. У слабовидящих детей, так же имеют свои особенности процессы узнавания и воспроизведения.

Так, в экспериментах П.И. Зинченко обнаружилось, что правильность узнавания у слабовидящих детей, по отношению к частично зрячим детям, возрастает примерно в 1,5 раза. Трудности при узнавании объясняются формированием слабо объединенных и частичных образов у слабовидящих детей., испытываемыми при выделении наиболее существенных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Повторение, в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятой информации. У слабовидящих детей наблюдается недостаточно точное и замедленное воспроизведени материала.

Таким образом, качество и характер материала является существенным условием успешного запоминания, сохранения и повторения. Произвольное и непроизвольное запоминание в большей мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.

Память это сложный психический процесс, состоящий из целого ряда операций, каждая из которых осуществляет свою роль в функционировании памяти. Вопрос об индивидуальных особенностях развития памяти также пока остается открытым. На субъективную память влияет множество факторов, и деятельность памяти зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, интенсивности предъявляемых раздражителей, повторения эмоциональной окраски запоминаемого, богатства ассоциативных связей, способа запоминания, способа предъявления и распределения материала, режима питания и т.д. Особый интерес для изучения представляют те закономерности, которым подчиняется психическая сфера, в частности, память в условиях неполноценной работы зрительной системы.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал