• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Консультация для педагогов «Развитие произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи»

Консультация для педагогов «Развитие произвольного внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи»

                                                                 Учитель-логопед: Богатова Н.М.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова внимание определяется как сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь. Иную трактовку данного процесса можно наблюдать  в других литературных источниках. В понятийно-терминологическом словаре логопеда В.И. Селиверстова внимание трактуется как произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

В свою очередь, произвольное внимание  – это внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности индивидуума.

Вниманию присущи такие свойства, как интенсивность, объем, распределение, отвлекаемость, устойчивость, скорость его приспособления, скорость перехода внимания от одного объекта к другому (переключаемость).

Одним, чтобы сосредоточиться, необходима совершеннейшая тишина и покой, другие, напротив, прекрасно могут заниматься своим делом почти в какой угодно обстановке.

Наибольшей отвлекающей силой обладают, конечно, те впечатления, которые сами скорее других способны привлечь к себе внимание. Таковыми являются все впечатления, сильно эмоционально окрашенные.

Значительное большинство старших дошкольников обладают способностью по своему собственному желанию сосредотачивать внимание на том или ином объекте. Если же ребёнок утомлен или если окружающие его условия не благоприятствуют такому сосредоточению, то для достижения его приходится употребить волевое усилие, которое является характерным элементом активного (произвольного) внимания.       

 Основными видами внимания являются: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание, непроизвольное и произвольное.  По данным Ю.А. Флоренской, особенностями внимания у детей с общим недоразвитием речи, являются замедленность, неустойчивость. Отмечаются нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается.

В.И. Селиверстов  к нарушениям внимания у детей, имеющих общее недоразвитие речи, относит:

— неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

— снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

— повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

— снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно [7].

 По мнению Е.С. Слепович исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы (Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова,
И.А. Зимина). При этом ошибки внимания не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Недостаточная устойчивость, быстрая истощаемость внимания определяют тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы (Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова).

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению "на экспериментатора" (дети смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют то или иное задание), то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: "посмотрел в окно (по сторонам)", "осуществляет действия, не связанные с выполнением задания". Низкий уровень произвольного внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду

Развитие  внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Игры, упражнения:

Найди два одинаковых предмета
Цель: Развитие процессов восприятия, внимания, мышления
Оборудование: Рисунок с изображением пяти предметов из которых два предмета одинаковые; карандаши.

Исключение лишнего
Цель: Развитие мышления, объема внимания
Оборудование: Карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных

Выкладывание узора из мозаики
Цель: Развитие концентрации и объема внимания
Оборудование: Мозаика, образец

Назови животных
Цель: Развитие наблюдательности, распределения внимания
Оборудование: Рисунок с изображением замаскированных животных

 «Найди дорожку»
Цель: Развитие произвольного внимания.
Оборудование: Бланк с изображением простого лабиринта, карандаши

«Опиши предметы вокруг себя»
Цель: Развитие произвольного внимания
Оборудование: Предметы

«Сравни предметы»
Цель: Развитие концентрации внимания
Оборудование: Игрушки

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.
Одно из важных условий, выделенное в данной работе  –  это взаимодействие с родителями. Семья и детский сад два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего  развития ребёнка необходимо их тесное сотрудничество, взаимодействие.
Таким образом нужно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для успешного развития каждого дошкольника и эффективной реализации образовательной программы, формировать у родителей желания и умения общаться со своим ребенком, помогать ему в преодолении проблем в развитии, уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал