• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Статья «Особенности формирования социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»

Статья «Особенности формирования социальных эмоций у детей   6-7 лет с задержкой психического развития»

                                                                                                                      Подготовила:
Панишева Ирина Александровна

Старший дошкольный возраст это период интенсивного развития социальных эмоций. Эмоциональное состояние окружающих людей (даже близких) не «заражает» дошкольника как прежде, а затрагивает только в случае его активного участия в ситуации появления данного состояния, при знакомстве с причинами, вызвавшими эту эмоцию.

В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции:

– эмоциональное предвосхищение, то есть психологический механизм, позволяющий ребенку эмоционально оценить (предчувствовать) возможные последствия до осуществления им каких-либо действий;

– произвольность эмоциональных процессов;

– вербальное обозначение эмоциональных состояний;

– эмоциональная коррекция.

Появляются такие новые формы социальных эмоций, к которым можно отнести сопереживание, сочувствие, соучастие другим людям, являющиеся различными формами протекания эмпатии. А.В. Запорожец определяет социальные эмоции как «эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников».

У дошкольников с ЗПР ученые выделяют следующие особенности развития социальных эмоций:

– недостаточность формирования эмоциональной сферы, которая выражается в ситуативности поведения;

– нестойкость, нескоординированность, нестабильность проявление социальных эмоций;

– плохая дифференциация эмоциональных выражений, их неадекватность;

– неадекватная оценка изменения компонентов эмоционального реагирования, например тембра и высоты голова, мимики и жестов. В результате отмечается нарушение функции идентификации эмоций и, как следствие механизма социальной адаптации.

– ригидность эмоций, проявление стереотипного и негибкого поведения, сложность в приспособлении к новым условиям.

– отсутствие познавательного интереса к окружающему миру, к другим людям, наличествует эмоциональный эгоцентризм, нарушение способности адекватно оценивать свои действия и поступки.

Е.С. Слепович отмечает проблемы в сфере социальных эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Для формирования социальных эмоций необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических условий:

– поэтапное осуществление работы от формирования у детей умения различать и понимать эмоции окружающих, до умения выражать (вербально и невербально) свои эмоциональные состояния;

– разработка и реализация в коррекционно-образовательном процессе комплекса занятий, направленных на формирование социальных эмоций;

– учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с задержкой психического развития в коррекционно-развивающей работе.

При работе с детьми 6-7 лет с ЗПР в процессе занятий необходимо включать такие методы и приемы, которые создают интерес у детей с ЗПР с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранения до окончания. Особое внимание стоит уделять мотивационной сфере ребенка 6-7 лет с ЗПР. Создание и стимуляция мотивации к продуктивной деятельности обеспечивались благодаря поощрению, похвалам. Включение соревновательного метода так же воздействует на эмоциональное включение детей шести летнего возраста в работу. Особую мотивационную направленность имеют различные задания, тренировочные упражнения, нестандартное проведение которых стимулируют детей к познавательной деятельности. Далее приводятся игры и упражнения, направленные на формирование социальных эмоций у детей с ЗПР.

Игры «Найди такую же». Детям раздают фотографии с изображением людей с разными эмоциями и карточки с графическими изображениями. Необходимо правильно сопоставить изображения. Одновременно педагог акцентирует внимание старших дошкольников с ЗПР на позу рук во время проявления той или иной эмоции.

Игра «Угадай по лицу». Дети встают плотно друг к другу и передают за спиной игрушку, водящий должен определить по лицу у кого в данный момент игрушка. В конце игры педагог задаёт вопросами «Как вы догадываетесь, у кого спрятана игрушка? Что вам в этом помогает?  (Мимика, очень важно уметь контролировать свои эмоции, хотя это иногда совсем не просто.)

Игра «Помоги человечкам» на формирование понятия положительные и отрицательные эмоций. «В стране Эмоций фея Зла устроила такой переполох, что все эмоции смешались. Ребята, давайте поможем человечкам и переселим плохие эмоции в этот домик, а хорошие – в этот». Педагог раскладывает карточки с различными оттенками эмоций, ребята определяют их в разные дома.

Игра «Продемонстрируй эмоцию». Дети сидят в кругу. Один участник выходит в круг и изображает мимикой, движением любое чувство, а остальные поднимают пиктограмму с изображением того чувства, которое он демонстрирует. Затем педагог просит показать пиктограмму с изображением чувства, которое, по их мнению, этот человек испытывает чаще всего.

Серия игр с помощью «Кубика настроения».

Дети бросают кубик и изображают мимикой и жестами ту эмоцию которая изображена на грани кубика. Можно включить командные игры, их очень любят дети, например найти как можно больше фотографий с изображением эмоции, такой же как на кубике. Выигрывает та команда, которая быстрее или больше нашла фотографии.

Игра «Домики эмоций». Детям раздаются карточки с изображением домика с эмоцией, а посередине находится человечек (каждый ребенок представляет на месте этого человечка себя). Педагог зачитывает вопросы, а дети должны отправлять в домик с той эмоцией, которую они испытывают при данной ситуации. Вопросы педагог, например:

Когда ты видишь, что обидели другого, что ты испытываешь? Почему?

Когда заболел твой друг, что ты испытываешь? Почему?

Разыгрывания проблемных ситуаций, чтение литературы (с последующей беседой и рассматриванием иллюстраций), способствует обогащению у дошкольников опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений; развитию положительного отношения детей с ЗПР к эмпатийному поведению; обогащению эмпатийного опыта ребенка формами проявления сочувствия, сопереживания и содействия в игровой форме.

Таким образом, проведение комплекса занятий способствует формированию социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития: ребята учатся распознавать проявления социальных эмоций у взрослых и сверстников, выражать собственные эмоции с помощью мимики, жестов и позы. Дети начинают понимать причинно-следственной связи образования социальных эмоций, знакомятся с проявлением эмпатийного поведения.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал