• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Статья «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

 Статья «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

 Учитель-логопед Назарова С.Н.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Если родители хотят, чтобы ребёнок хорошо обучался в школе, необходимо целенаправленно заниматься развитием его речи. Чтобы ребенок научился правильно  и последовательно излагать свои мысли, необходимо развивать связную речь.

У детей с общим недоразвитием речи недостаточный уровень развития связной речи:  ребёнок рассказывает об увиденном, услышанном и пережитом ежедневно: о себе, о своих прогулках,  путешествиях, праздниках и играх. Дети любят непринуждённо беседовать друг с другом, с интересом рассказывают наиболее запомнившиеся моменты из жизни. Но когда это становится учебной задачей, сразу возникает проблема: дети теряются, не могут подобрать нужные слова.

Данный факт связан, в первую очередь, с особенностями развития связной речи детей с ОНР: недостаточность предметного, глагольного словарей и словаря признаков не позволяют ребёнку подобрать нужное слово, ограничивают ребёнка в их выборе.

У большинства детей наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остается непонятным; улавливается лишь общий смысл рассказа. Таким образом, один из таких видов связной речи детей, как пересказ оказывается неполным, неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов и связи между ними.

Смысл рассказа понимается неполно и из-за трудностей в осмыслении причинно-следственных и временных связей.

Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный её тип последовательность сложных соподчиненных отношений временных, пространственных, причинно-следственных связей.

К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск; перестановка членов предложений; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описание какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).

Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания.

Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл услышанного; неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, планировать логически последовательное изложение своей речи.

В грамматическом строе речи распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении распространённых предложений.

В фонетическом плане дети неверно произносят несколько звуков, не различают их на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию.

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. 

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Учитывая особенности формирования  речи своих воспитанников, мы, прежде всего, обогащаем словарь детей: вводим новые слова и объясняем их значения, дети учатся объединять предметы в группы по общему признаку, подбирать синонимы к новому слову, а при знакомстве с художественным произведением выделять слова, значения которых могут быть непонятны детям и выясняют их смысл.

Большое значение имеет предварительная работа. Это активизация опыта, на основе которого будут построены рассказы. Например, часто используются наблюдения в природе, так как нередко рассказы из опыта связаны со знаниями о явлениях природы. Часто дети рассказывают об интересных мероприятиях, которые проходят в дошкольном учреждении: как мастерили поделки на выставку, как играли сказочные роли, яркие эмоции оставляют утренники, можно рассказать об участии в кукольных спектаклях и о многом другом.

Однако, какие бы усилия не прилагали педагоги, какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с воспитателем и учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию, создать которую способен лишь родитель. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Наша задача- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно, в развитии связной речи. Интересуйтесь успехами своего ребёнка, посещайте занятия, беседуйте с ним дома и обогащайте его опыт наблюдениями, прогулками, рассматриванием различных объектов и явлений окружающей действительности!

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал