• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Статья «Пути формирования у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений с учетом ФГОС ДО»

Статья «Пути формирования у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений
с учетом ФГОС ДО»

 

Подготовили:

Фоминова Т. А., Горбенко А. М., Ерёменко Е. В.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети 5-6 лет с ЗПР проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствовать формированию понятий, поэтому формирование начальных математических представлений у детей 5-6 лет с ЗПР должно осуществляться так, чтобы был не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.

Педагоги дошкольных учреждений учитывают этот интерес воспитанников и пытаются расширить представления детей в этой области. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию детей 5-6 лет с ЗПР, частью которого является математическое развитие. Однако знакомство детей 5-6 лет с ЗПР с содержанием математических понятий и формирование у них элементарных математических представлений организовано в условиях ДОУ не всегда систематично. Можно констатировать следующее:

– педагоги, формируя у детей 5-6 лет с ЗПР математические представления, не достаточно обращают внимание на систематическое повторение пройденного материала;
– отсутствуют адаптированные программы по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет с ЗПР.

Следовательно, возникает проблема: каковы пути формирования у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений с учётом ФГОС ДО?

Мы сформулировали задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

1. Обозначить пути форсирования математических представлений у детей 5-6 лет с ЗПР.

2. Определить содержание образовательной области «Познавательное развитие», для реализации механизма формирования у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

3. Обосновать методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений.

4. Определить целевые ориентиры, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма.

Мы разработали механизм формирования у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО (на примере тематического планирования на сентябрь), который представлен целевым, содержательным, технологическим (процессуальным) и результатитвным компонентами. Рассмотрим содержание каждого компонента.

Таблица 1

ЗАДАЧИ
ЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

1. Формировать у детей представления о числовом ряде в пределах 5.

2. Формировать у детей представления о геометрической фигуре «квадрат».

3. Формировать у детей представления о соотнесении геометрической фигуры «квадрат» с предметами окружающего мира.

1. Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.

2. Развивать способность управлять своим вниманием.

1. Формировать умение детей соотносить число с цифрой, ориентироваться на листе бумаги. 2. Закрепить умение детей по словесному описанию узнавать геометрические фигуры.

3. Упражнять детей в ориентировке в пространстве.

4. Формировать у детей умение измерять длину предметов с помощью условной мерки.

Содержательный и технологический (процессуальный) компоненты представлены моделями организации образовательного процесса в ДОУ: «Совместная деятельность педагога и детей», «Самостоятельная деятельность детей» (организация актуальной развивающей предметно-пространственной среды), «Взаимодействие (сотрудничество) с родителями».

Рассмотрим содержание модели «Совместная деятельность педагога и детей». Оно представлено в двух аспектах: совместная (образовательная) деятельность педагога и детей и совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах.

Образовательная деятельность (ОД)

ОД 1. ОО «Познавательное развитие».

Тема: «Фрукты» (счет до 5).

Цель: закрепить у детей навыки счета в пределах пяти.

Ход ОД

1. Организационный момент «Назови цифры».

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Дидактическая игра «Собираем урожай».

ОД 2. ОО «Познавательное развитие».

Тема «Овощи» (сравнение групп предметов).

Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

Ход ОД

1. Дидактическое упражнение «Есть у нас огород».

2. Дидактическое упражнение «Хозяйка с базара домой принесла…».

3. Дидактическая игра «Собери корзинку».

ОД 3. ОО «Познавательное развитие».

Тема «Мой город, моя страна» (квадрат).

Цель: развивать у детей умение составлять квадрат из счётных палочек.

Ход ОД

1. Дидактическое задание «Город веселых человечков».

2. Дидактическое упражнение «Покажи столько же».

3. Дидактическое упражнение «Улица нашего города».

Режимные моменты

Утро

1. Дидактическое упражнение «Сколько овощей и фруктов собрали?»

2. Беседа «Какой формы дома?».

3. Дидактическая игра «Выложи фигуру из палочек».

Прогулка

1. Подвижная игра «Найди свое место».

2. Дидактическое упражнение «Что похоже на квадрат?».

Вечер

1. Дидактическая игра «Какие цифры поменялись?».

2. Дидактическая игра «Какой фигуры не хватает?».

3. Дидактическое упражнение «Математические загадки».

4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов».

Содержание модели «Самостоятельная деятельность детей» представлено организацией актуальной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Актуальная среда

– Фотоальбомы: «Фрукты», «Овощи»;
– сюжетные картинки по теме;
– муляжи овощей и фруктов;
– макет города,
– счетные палочки;
– атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин фруктов и овощей»;
– дидактические настольно-печатные игры: «Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру».

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

– Побуждение к счетным операциям;
– побуждение к сравнению групп предметов;
– побуждение к составлению фигур из счетных палочек;
– поощрение инициативы и активности детей.

Содержание модели «Взаимодействие с родителями» представлено следующими формами сотрудничества.

1. Анкетирование «Есть ли у Вашего ребенка математические способности».
2. Консультация «Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве».
3. Математические посиделки «Знакомство детей 5-6 лет с ЗПР с формой».

Содержание результативного компонента механизма формирования у детей 5-6 лет с ЗПР математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО соотносится с содержанием целевого компонента в части задач.

1. У детей сформированы представления о числовом ряде в пределах 5.
2. У детей сформированы представления о геометрической фигуре «квадрат».
3. У детей сформированы представления о соотнесении геометрической фигуры «квадрат» с предметами окружающего мира.
4. Дети умеют измерять длину предметов с помощью условной мерки.
5. Дети ориентируются в пространстве.
6. У детей возникает чувство сопереживания и желание прийти на помощь в трудную минуту.
7. Дети умеют управлять своим вниманием.
8. Дети умеют соотносить число с цифрой, ориентироваться на листе бумаги.
9. У детей сформировано умение по словесному описанию узнавать геометрические фигуры.

Также в содержании результативного компонента представлены соответствующие целевые ориентиры:

– дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., применяя полученные элементарные математические знания;

– дети проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, интересуются причинно-следственными связями (где?, когда?, зачем?, сколько?).

Математическое образования детей 5-6 лет с ЗПР должно основываться на комплексном подходе, включающем: изучение математического развития детей; специальная организация развивающей предметно-пространственной среды; ознакомление детей с математическими понятиями в процессе их активной предметной, предметно-практической и игровой деятельности; проведение дидактических игр с математическим содержанием; общение взрослого с детьми в процессе формирования элементарных математических представлений; взаимодействие всех взрослых – участников образовательного процесса с целью координации работы. Такой подход предполагает математическое образование дошкольников с ЗПР во взаимосвязи с коррекционно-развивающей работой.

Литература

1. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы [Текст] / Н.В. Нишева. – СПб. : Детство-пресс, 2006. – 44 с.

2. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова [и др.]; под ред. О.А. Бондарчук. – М. : Просвещение, 2008. – 40 с.

3. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 [Текст] / С.Г. Шевченко; под общей ред. С.Г. Шевченко. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 96 с.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал