• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

Статья (из опыта работы) «Технологии и методы развития любознательности и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО»

Статья (из опыта работы) «Технологии и методы развития любознательности и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО»

 автор: учитель – дефектолог Чумаева Г.Г.

 

Целевые ориентиры федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения характеризуют ребенка как любознательного, инициативного, активного и заинтересованно познающего мир.

Познавательная активность или любознательность – это стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Как говорил французский писатель Анатоль Франс: - «Любознательность – создает ученых и поэтов».

Растить детей  любознательными нужно для того, чтобы сформировать у них познавательный интерес. Он же в свою очередь, является неотъемлемым союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На основе  познавательного интереса развивается и творческая инициатива, и самостоятельность в решении умственных задач, и активное отношение к окружающему. 

Любознательность и познавательный интерес теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового и являются основой для формирования мотивов учебной деятельности.

Современные условия жизни требуют от детей умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого познавательного интереса ко всему окружающему. 

Важной особенностью любознательности яв­ляется и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышает работоспособность ребенка, дарит радость больших и малых открытий, освобождает от апатии и безучастности. При наличии любознательности, знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоя­нием личности.

Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить и уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и перенести его на практическую деятельность.

Познавательная активность - важный компонент умственного развития дошкольника и тесно связана с такими психическими  процессами, как внимание, память, воображение, восприятие, мышление, речь.

Любознательность дошкольников с нормальным развитием проявляется в том, что они задают много вопросов познавательного характера, стремятся глубже  познать предметы окружающего мира и пытаются понять хотя бы элементарную зависимость между ними. Дети стремятся длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства, особенности предметов и явлений и проявляют эмоционально-познавательную активность.

Познавательная деятельность детей с ЗПР отличается специфическими особенностями, которые характеризуются:

  • бедностью знаний и представлений о себе и окружающем мире;
  • недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных

мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

  • низким уровнем развития мнестических процессов, неустойчивостью внимания;
  • снижением работоспособности;
  • недостаточно развитым зрительным, слуховым, тактильным восприятием;
  • отставанием в речевом развитии;
  • незрелостью эмоционально-волевой сферы.

В отличие от сверстников с нормальным развитием, познавательный интерес дошкольников с задержкой психического развития отличается низкой познавательной активностью. Дети менее любопытны, не проявляют активности в беседах, в обсуждении виденного и наблю­даемого. Они не задают познавательных вопросов, а если и испытывают в этом потребность, то их  вопросы имеют характер, относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно – следственных закономерностей явлений или событий.

Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие эмоционального отношения к выполняемой деятельности, заинтересованности в результате выполняемого задания. Они быстро пресыщаются и готовы в любой момент ее прекратить.         

Я, учитель – дефектолог. Основное направление моей работы - развитие познавательной деятельности и высших психических функций дошкольника с задержкой психического развития. Поэтому, одна из  приоритетных задач в моей работе - создание зоны интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.

Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Чтобы привлечь своих детей к изучению учебного материала, и тем более удержать внимание на нем, я активно использую в коррекционно-развивающей работе следующие методы и технологии:

Занятия построены на сюжетно - игровой основе, с использованием разнообразных красочных наглядных и дидактических пособий. Подобранные занимательные задания, с учетом индивидуальных особенностей детей, активизируют познавательный интерес, развивают наряду с познавательными процессами, самостоятельность, инициативность, творческие способности, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

В немалой степени развитию любознательности способствует использование средств информационно-коммуникативной технологии (ИКТ).

По сравнению с традиционными формами, использование средств ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, обладает рядом преимуществ:

  • яркие, красочные, движущиеся мультимедийные персонажи, аудио- видео звуковые эффекты вызывают у детей огромный живой интерес к предмету познания; надолго привлекают внимание.
  • богатый иллюстративный материал несет в себе образный тип информации, понятный дошкольниками; расширяет кругозор и является стимулом познавательной активности.
  • анимационные герои способствуют повышению мотивации и психологически облегчают процесс усвоения материала, снимая напряжение ребенка.
  • возможности презентации повышают непроизвольное внимание детей и помогают развить произвольное; позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала;
  • демонстрация различного материала с помощью проектора и проекционного экрана позволяет многократно увеличить его вид;  облегчает процессы зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов; развивает воображение.

Для детей средней группы с задержкой психического развития в соответствии с программным материалом по ознакомлению с художественной литературой, я разработала мультимедийные презентации, знакомящие детей со сказкой («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»).

Эти занятия проводятся с использованием проектора. Вместо привычного традиционного игрового момента, инициатором которого выступает, как правило, педагог, в этих презентациях место педагога выполняет персонаж  Бабушки - сказочницы. Что сразу привлекает внимание детей,  способствует пробуждению у них любопытства.

Просмотр мультимедийной презентации, с движущимися и озвученными персонажами, а не чтение книги, с демонстрацией иллюстраций, значительно способствует развитию любознательности и познавательного интереса детей. Это позволяет им удерживать и концентрировать внимание на протяжении всей сказки. Им интересно, кто же появится следующий, как он будет выглядеть? чем это закончится?

Эта серия занятий сопровождается элементами драматизации.

Для детей старшей и подготовительной группы, с использованием презентации, разработаны занятия по формированию элементарных математических представлений по разделу: «Ориентировка в пространстве», «Цвет. Форма. Величина». Наряду с образовательными, в эти презентации включены задания, решающие коррекционно - развивающие задачи:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
  • формирование лексико-грамматических категорий, связной речи;
  • развитие общей и мелкой моторики.

Для  индивидуальной работы (ноутбук) разработаны компьютерные игры - презентации, направленные на развитие:

  • мыслительных операций;
  • устойчивости, концентрации, объема внимания.

В коррекционно-развивающем процессе активно участвуют родители, тесно сотрудничая и взаимодействуя с учителем-дефектологом. Эти задания они могут использовать для закрепления пройденного материала, развития наглядно-образного мышления и свойств внимания дома.

В совместной образовательной деятельности, которая носит игровой характер, регулярно используется планшет. С его помощью, игровые организационные моменты могут представляться в виде видеописьма, проблемной ситуации, приглашения и т.п. от любимых детьми героев. Это в значительной степени повышает уровень их мотивации, активизирует познавательный интерес.

В образовательную деятельность по формированию целостной картины мира я включаю элементы опытно – экспериментальной и опытно-практической деятельности.Такая форма работы тесно взаимосвязана с воспитателями, которые проводит пропедевтическую работу в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми.  

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием, подобраны опыты по формированию представлений о мире природы и предметов:

  • с водой («Куда делась лужа?», «Освободим бусины из ледяного плена» и т.п.)
  • с воздухом («Поймаем невидимку», «Волшебные пузырьки» и т.п.)
  • с растениями («Как цветы пью воду» и т.п.)
  • со светом («Солнечный зайчик», «Цветные стекляшки» и т.п.)
  • с песком («Свойства мокрого песка» и т.п.)
  • с материалами («Тонет – не тонет» и т.п.)
  • с магнитами («Волшебные свойства магнитов», «Как достать скрепку из воды, не намочив руки» и т.п.)

Использование элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. 

Немалую роль играет и личный пример педагога: проявление личной заинтересованности, эмоциональности и выразительности; отказ от авторитарного общения, необоснованных запретов, отрицательного оценивания дошкольника. Все это создает в группе положительный  психологический  микроклимат и способствует проявлению любознательности и познавательной активности.    

Особое значение для развития любознательности и формирования познавательного интереса у детей с ЗПР имеет организация развивающей  предметно – пространственной среды.

Оборудование и материалы в группе размещается по центрам развития:

  • центр физического развития (спортивный уголок)
  • центр познавательного развития (уголок природы, уголок развивающих игр, книжный уголок, мини-лаборатория, патриотический уголок, уголок конструирования);
  • центра речевого развития (уголок речи и грамотности, уголок сенсомоторного развития, уголок по развитию эмоций);
  • центр социально – коммуникативного развития (уголок сюжетно – ролевых игр, уголок уединения, уголок безопасности);
  • центра художественно-эстетического развития (уголок изобразительной деятельности и творчества, уголок музыкальной деятельности, уголок театральной деятельности)

Мы стремимся к тому, чтобы развивающая предметно– пространственная среда   отвечала следующим требованиям:

  • насыщенность
  • трансформируемость
  • полифункциональность
  • вариативность
  • доступность
  • безопасность

Используемые педагогические технологии и методы развивают у дошкольников познавательную деятельность, повышают познавательную активность, способствуют любознательности, развивают психические функции детей с ЗПР.

Таким образом, я считаю, что применение в образовательном процессе современных образовательных технологий помогает расширить диапазон методических подходов  в работе с детьми, повысить свой профессиональный уровень, изменить отношение к организации и проведению педагогической работы в соответствии с ФГОС ДО.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал