• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Статья "Обучение дошкольников речи-рассуждению"

Статья "Обучение дошкольников речи-рассуждению"

 

Подготовила:
Е.Е. Степанова
педагог-психолог высшей квалификационной категории

Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева подчеркивали необходимость обучения детей рассказыванию, предлагали формы и методы обучения монологической речи.

Современная дошкольная педагогики и методика развития речи также относит эту проблему к числу приоритетных в обучении детей. Вместе с тем, следует отметить, что под монологом подразумевается исключительно развитие описательной и повествовательной речи. Формирование умений рассуждать всегда относили к школьному периоду обучения в связи со сложностью данного типа речи в содержательном и языковом отношении. Рассуждение предполагает не просто констатацию фактов, признаков, действий, развивающихся во времени, а обязательно некоторый анализ имеющегося опыта. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на его глубину. Установление причинно-следственных связей в рассуждении предусматривает использование сложных синтаксических конструкций, более четкую логику высказывания.

Лингвистами рассуждение рассматривается как сложное синтаксическое целое, которое состоит из тезиса, доказательства (опровержения) и вывода. Связность рассуждений обеспечивается взаимосвязью содержания, логики изложения, особой организацией языковых средств. Коммуникативной направленностью и композиционной структурой.

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и процесс становления являлись предметом изучения зарубежных и отечественных психологов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, А.А.Люблинская и др.) В них доказано, что развитие связной речи происходит в единстве с мышлением. Степень связности речи и ее форма изменяются и перестраиваются в связи с усложнением детской деятельности и характера общения. Установлено, что в процессе умственного развития ребенок овладевает более сложным содержанием и способностью связного последовательного, объективного изложения, начинает самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать.

Анализ психологических исследований (А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.) показывают, что у старшего дошкольника имеется достаточно развитая способность к рассуждению, большинство детей 6-7 лет могут доказывать истинность своих мнений и что их доказательства - мыслительный акт обоснования тезиса, а не воспроизведение заученных аргументов.

В экспериментальном исследовании Л.А.Венгером тщательно изучалось понимание причинности детьми дошкольного возраста. Полученные данные

показали, что даже детям 2-4 лет доступно в известной степени понимание причинности. Это понимание неуклонно растет на протяжении дошкольного возраста. Существенный перелом в понимании причинности наступает приблизительно в пять лет.

Согласно современному подходу к процессу развития речи, разработанному Ф.А.Сохиным, О.С.Ушаковой и их сотрудниками, обучение речи-рассуждению должно строиться на формировании языковых обобщений и элементарного осознания детьми явлений языка и речи. Нужно формировать у детей элементарные представления о данном типе текста, познакомить с алгоритмом его составления. Такое уточнение является принципиальным, поскольку до сих пор в работе по развитию речи ведущим является практическое овладение детьми родным языком. Осознанию дошкольниками языковых явлений не уделяется должного внимания. В то же время доказано, что эффективность работы по развитию речи зависит от усиления лингвистической основы обучения, ознакомления дошкольников с системой языковых правил. Это позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методом проб и ошибок (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина, Н.В.Семенова, В.И.Яшина и др.)

Все существующие системы обучения языку предполагают упражнение детей в составлении разных видов рассказов. Известный языковед Л.В.Щерба отмечал: «Упражняться можно только в чем-либо известном... Если же... правила неизвестны, то и упражняться не в чем». Именно такими упражнениями без правил является работа над связной речью во многих альтернативных программах воспитания и обучения дошкольников.

Лингвистическая и психологическая характеристика рассуждений, анализ различных педагогических систем развития речи дошкольников позволяет определить содержание обучения детей.

Для построения связных высказываний- рассуждений необходимо овладение рядом умений: 1) строить высказывание в соответствии с темой; 2) соблюдать последовательность изложения; 3) использовать различные типы внутритекстовой связи; 4) отбирать необходимые лексико-грамматические средства для реализации высказывания.

О  вопросе использования  методов и приёмов при обучении дошкольников речи-рассуждения.

В младшей группе формирование предпосылок связной доказательной речи происходит в наблюдениях за окружающим миром, живой и неживой природой. Воспитатель задаёт вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какое это? Сам даёт знания по поводу наблюдаемого и активизирует их с помощью проблемного вопроса. Отвечая на который дети дают мини – рассуждение.

Имеют место и впечатления о прочитанных произведениях в объяснительной форме. «Почему дед плачет, баба плачет?», ребёнок продолжает, потому что яичко разбилось.  На данном этапе существенным моментом является образец речи взрослого.

В средней группе в качестве главной задачи выступает следующее: воспитатель часто задаёт вопрос «почему?»  и вместе с детьми ищет на него ответ. Почему улетают птицы. Давайте разберёмся, какая стала погода, куда делись насекомые? А чем питаются птицы? Значит, птицы улетают потому, что…

Подводя итог исследованию  какого – либо явления, взрослый также делает выводы словами текста – рассуждения. «Вот почему из снега лепить лучше в тёплую погоду». На занятиях по развитию речи ведущим приёмом  обучения  данному типу речи является совместное и коллективное рассуждение. К поиску подбора нескольких аргументов привлекаются все дети. А воспитатель берёт на себя функцию оформления рассуждения «лошадь это домашнее животное, потому что… Вот почему лошадь относят к домашним животным». Этап громкого проговаривания осуществляется во время упражнений. Я начну, а ты закончи. Также можно  использовать наглядный материал «Что напутал художник?». Воспитатель даёт задание в форме вопроса. Почему так не бывает? Воспитатель поощряет не перечисление, а доказательства «Так не бывает, потому что у зайцев нет крыльев и они не летают».

В старшей группе основное внимание уделяется развитию умений решать проблемные ситуации в разных видах деятельности: выделять характерные признаки предметов и явлений и устанавливать между ними логические связи. С этой целью проводятся наблюдения, беседы, экспериментирование, речевые игры и упражнения, проблемно-речевые ситуации.  Рекомендуется использование таких игр как «небылицы в картинках», «разложи картинки по порядку и объясни».

Чёткое выделение задач образовательной работы позволяет по новому подойти к решению вопроса о содержании обучения дошкольников рассуждениям. Знания об особенностях рассуждения как типе речи детям в старшей группе даются на занятиях по развитию речи.  В начале года детей знакомят с отличительными признаками рассуждения, его структурой: тезис, доказательство, вывод. В этом направлении  рекомендуется использовать известные при обучении описанию и повествованию приёмы: пропуск частей  рассуждения, перепутывание частей.

Представляют интерес – задания по дополнению объяснения недостающими аргументами, коллективные рассуждения с воспитателем и детьми. Воспитатель выступает в роли образца – он выдвигает остов рассуждения, даёт начало и слова-связки между частями. «Наступила весна, потому что: во-первых…, во-вторых…, в третьих… Вот почему…»

Осознанию детьми структуры рассуждения помогает её моделированию.

Полученные на речевых занятиях знания и умения рассуждать закрепляются на различном материале в разных видах деятельности: природоведческом – объяснение явлений природы, литературном – объяснение мотивов поступков героев, смысла пословиц, метафорических загадок, фразеологизмов. На речевых занятиях хорошо использовать рассуждения в заданиях «Объясни словечко» (подосиновик, телогрейка) и т.д. Почему так говорят – город растёт. Когда так говорят – хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Полезно проводить грамматические упражнения на закрепление умений строить сложно подчинённые предложения разных типов необходимых при доказательстве. Закончи предложение «Мальчик быстро бежал, так как…»

На занятиях по логике, математике, развитию речи хорошо использовать логические упражнения типа: «Найди лишний предмет», «Найди пару», «Так бывает или нет», «Хорошо – плохо», «Найди ошибку» и т.д.

На занятиях по чтению или рассказыванию  воспитатель даёт задания на выяснение понимания  идеи рассказа или сказки в форме рассуждения: «Почему старуха осталась с разбитым корытом?». Эффективны для применения знаний о правилах построения рассуждения речевые логические задачи, предложенные Н.Ф. Виноградовой.

В подготовительной группе детей  знакомят со структурными особенностями текста-рассуждения с различными способами связи.

В подготовительной группе учат выдвигать больше аргументов. С детьми данного возраста используется принципиально новое средство для поиска новых аргументов – выдвигая контраргументы, например, «Без книг можно обойтись, всё можно узнать из телевизионных передач». Также важным моментом в обучении речи-рассуждения на наш взгляд является знакомство дошкольников с языковыми средствами выражающими уважительное отношение к собеседнику «мне кажется…, я думаю…, по моему мнению…»

Осознание особенностей рассуждения наиболее эффективно при сравнении данного типа речи с описанием и повествованием. Затем детям можно предложить более сложные задания на самостоятельное составление описания, повествования и рассуждения, на одну тему.

Если дети легко справляются с такими заданиями, то это свидетельствует о том, что алгоритм составления разных типов текста они усвоили и могут составлять их на любую тему и на любом материале.

Закреплять умение рассуждать можно в играх «Из двух доказательств выбери правильное», «Продолжи объяснение», «Закончи объяснение».

Таким образом, только работа, проводимая в системе, предполагающая обучение, как содержанию, так и оформлению речи-рассуждения в разных видах деятельности позволит сформировать устойчивое умение пользоваться данным типом речи в разных ситуациях.

 

Литература:
«Учимся рассуждать»- Программа развития речи–рассуждения 
детей дошкольного возраста и рекомендации к организации работы по программе.  Авторы – составители:

Шадрина Л.Г. – к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики УлГПУ.

Штапакова Т.И. – заведующий д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада»  г. Тольятти

Маненькова В.А. – заместитель заведующего по ВМР д/с  №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти

Байдалина Е.В. – воспитатель д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал