• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

К вопросу о формировании имиджа педагога дошкольного учреждения

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Воспитатель
Маненькова Валентина Александровна

В общественных современных социально-экономических условиях предъявляются высокие требования к уровню образования подрастающего поколения. И груз ответственности за получаемые знания, и формирование ценностей у детей ложится на плечи педагога. Чтобы развивать и воспитывать полноценную личность, владеющую качественным запасом знаний и умений педагог должен не только быть компетентным в своей области, но и уметь преподносить знания детям и развивать у них интерес к познанию окружающей действительности. Для этого педагог должен иметь хорошо развитые и сформированные личные и профессиональные качества – определенный образ, алгоритм поведения, индивидуальный неповторимый стиль, то есть сформированный имидж. Однако в настоящее время многие педагоги не уделяют должного внимания формированию своего индивидуального имиджа, что влечет за собой снижение эффективности решения поставленных образовательных задач. В связи с этим в дошкольном учреждении необходимо осуществлять различные формы работы по формированию имиджа педагога.

Имидж рассматривается в работах таких ученых как: В.М.Шепель, Г.Г.Почепцов, А.Н.Жмыриков, А.Ю.Панасюк, А.А.Калюжный, А.С.Ковальчук.

Имидж – это стиль, который обусловлен внутренним содержанием. Слово «image» переводится с английского языка как «образ». Это не только визуальный образ человека (вид, облик), но и образ мыслей, действий поступков. Возможно, имидж для педагога важен даже больше чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и в свою очередь способствует формированию имиджа детей [2]. Это понятие связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, причем, второе даже более существенно. Самое важное, чтобы внешний и внутренний образ были в гармонии.

И.Крисунова разделяет имидж на личностный и профессиональный [3].

Личностный имидж – это образ человека, обусловленный внутренним качествами и особыми индивидуальными свойствами. Он делится на положительный и отрицательный. 

Профессиональный имидж – образ человека детерменнированый профессиональными характеристиками, содержит в себе также положительную и отрицательную сторону.

Формированию личностного имиджа уделяют больше внимания, чем профессиональному, так как личностный имидж является важной составляющей для роста карьеры: имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста; мы верим тому, что видим; мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления; мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации; хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать – это хорошо для нас [4].

В организационно-педагогическом плане деятельность по формированию имиджа рассматривается как непрерывный процесс самопроектирования: от самоизучения и самоопределения к поиску собственного визуального образа и профессионального стиля, функционированию имиджа; от коррекции на основе экспертной оценки профессионального сообщества, к поиску новых форм самовыражения и самоактуализации, адекватных современной социально-культурной ситуации.

Технология построения имиджа – это деятельность, включающая в себя совокупность программ, направлений, форм и методов и процессов их реализации по построению имиджа [5].

В настоящие время существуют научно обоснованные отдельные практические результаты по построению имиджа для тех или иных целей в работах В.М.Шепель, П.С.Гуревич, Г.Г.Почепцова, А.Н.Жмырикова, А.А.Калюжного [1].

А.А.Калюжный выделяет основные принципы, элементы, компоненты формирования имиджа педагога и представляет модель формирования имиджа педагога.

Согласно первому принципу, мнение о человеке может сформироваться на основе прямой, формирующей имидж информации, которая может осознаваться или не осознаваться этим человеком, так как находится в его подсознании и проявляет себя лишь в чувствах. В обобщенном виде принцип можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникал чувство приятного при упоминании вашего имени.

Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует воздействовать в большей степени на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, расценивается им как собственное, так как не очевиден источник его возникновения. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному впечатлению они будут доверять больше, чем сознательному [1].

Наиболее значимыми компонентами имиджа педагога являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение [1].

Имидж принципиально трудно оценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, хотя практическая потребность достаточно высока. Для наиболее эффективного анализа имиджа педагога А.А.Калюжный предлагает учитывать следующие критерии:

– самооценка педагога. Удачным считается имидж, который вызывает у педагога определенные ощущения – осознание своей личности, значимости или даже величественности;

– появление оценок окружающих, причем необязательно позитивных;

– практическое достижение планируемой цели при уверенности, что она достигается при помощи имиджа.

Модель формирования имиджа педагога дошкольного учреждения может выглядеть следующим образом:

– определение требований аудитории (как взрослой, так и детской). Для выполнения задачи необходима поддержка аудитории, которая имеет свое мнение на все происходящее;

– определение сильных и слабых сторон субъекта;

– формирование образа и поведение характеристик субъекта под требования аудитории. Это важный момент процесса, поскольку практики советуют работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия признана наиболее эффективной;

– перевод требуемых характеристик субъекта в вербальную, визуальную и событийную формы, поскольку сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенных особенностей массового сознания, которая резкое меняется и старается придерживаться одного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является наиболее важным. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у субъекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами.

В.М.Шепель, П.С.Гуревич, Г.Г.Почепцов, А.Н.Жмырикова, в процессе построения имиджа выделяют четыре этапа.

На первом этапе изучаются личностные характеристики качества составление «Я – концепции» с помощью тестов, технологий, осуществляется сбор информации об идеальном образе, который избрали в качестве эталона в процессе имиджирования. Прежде всего, работу над имиджем следует начинать с формирования душевных качеств, подчинения общечеловеческим ценностям и законам общественного развития.

На втором этапе идет подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности. Например, если формируются качества лидера, то подбираются и культивируются качества лидера: ответственность, дисциплинированность, организованность, информированность, смелость. Прорабатываются такие сферы окружения как: друзья, семья спорт, здоровье.

На третьем этапе идет работа над внешним видом. А для этого надо знать свое лицо, себя, чтобы умело подобрать макияж (всегда будет модно то, что естественно), выбрать прическу. Определенное значение имеет выработка собственного стиля в одежде. Привлекательный внешний вид непринужденные манеры поведения, гармония в телодвижении, благородные привычки, обаятельная улыбка непроизвольно очаровывают окружающих. Все это требует кропотливого труда над созданием себя, своего облика, отработки правил поведения.

На четвертом этапе работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией). Вписывать в имидж актерские данные. Если необходимо увлекать аудиторию, заинтересовать слушателя, разрядить напряженную обстановку шуткой.

Таким образом, в процессе работы над имиджем педагога необходимо формировать у него умения и навыки, алгоритм деятельности на технологическом уровне, перевод теоретических знаний в систему практических навыков, применяя игровые и проблемные ситуации в ходе лекционных занятий, имидж-тренинги. Также необходимо структурировать систему мотивации педагога в соответствии со структурой мотивации имиджмейкера, с точки зрения нацеленности на удовлетворение высших потребностей личности: в профессиональном становлении, обретении авторитета в профессиональной среде, самореализации.

Следует ориентировать педагога на развитие личной ответственности за себя, результативность своего труда, успешность своей карьеры. Стимулирование осознания изменяющихся социально-профессиональных отношений, инициирование рефлексивной деятельности на поиск новых возможностей самореализации и преодоления ограничений.

Основным направлением психолого-педагогической работы, ведущим к эффективному решению проблемы формирования имиджа, является использование ресурсов собственной личности педагогов, их личностный рост. Рост личностного потенциала в процессе жизненного и профессионального самоопределения должен позволить эффективно самоосуществляться через оптимальные стратегии поведения, развивая при этом деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты собственной личности. В связи с этим развитие личностного потенциала должно включать одновременное развитие рефлексивно-творческих способностей, умений и навыков решения личностных проблемных ситуаций, формирование эмоционально-волевой сферы, психологической устойчивости, а также развитие личностных компонентов.

Литература

1. Ильин Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. – М., 1982.

2. Имиджелогия. Как нравиться людям / Сост. В.М. Шепель. – М., 2002.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., 1987.

4. Маслова Н.Ф. Искусство невербальной диагностики / Н.Ф. Маслова. – Орел, 2003.

5. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия: теория и практика / Г.Г. Почепцов. – Киев, 2008.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал