• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Развитие произвольного внимания у детей 5-6 лет

Развитие произвольного внимания у детей 5-6 лет

 Подготовила: воспитатель Ярцева О.В.

Современному обществу нужны гармонично развитые личности. Поэтому родители и педагоги стремятся всесторонне развивать детей. В наш сложный век очень важно развивать познавательную сферу, которая определяет интеллект, но в то же время нельзя недооценивать аспекты эмоционально-волевой сферы, которая регулирует поведение. В пособии предложены циклы занятий для детей дошкольного возраста, направленные на развитие внимания как важнейшего фундамента всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Не случайно акцент сделан на развитии внимания, так как именно оно определяет интеллектуальную активность и способствует развитию познавательных способностей. Внимание помогает человеку сосредотачивать своё сознание на предметах и явлениях окружающего мира. Сегодня родители и педагоги всё чаще жалуются на невнимательность детей: неумение слушать взрослого, частую отвлекаемость при выполнении заданий, совершения большого количества ошибок.

До 5 лет ребёнок еще не способен регулировать свою интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением, так как в это время он активно познаёт окружающий мир, его внешние формы. Но к 5-6 годам дети начинают больше погружаться в исследовательскую деятельность и их внимание меняется. Если ребёнок раннего возраста концентрируется на ярких или необычных предметах, то в старшем дошкольном возрасте он способен сосредотачивать внимание на своих действиях, речи, мыслях и управлять ими небольшое количество времени. Несмотря на то, что существенно произвольное внимание возрастает только к 6-7 годам, когда в достаточной степени созревает нервная система ребенка и начинают уравновешиваться процессы возбуждения и торможения, работу по развитию произвольного внимания целесообразно начинать заранее, перед школой, с 5-6 лет. Этот опыт представлен в первой части пособия.

Во второй его части представлен цикл занятий для детей 4-5 лет, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы. Так как дошкольники живут в мире эмоций и чувств, данную работу можно начинать уже со среднего дошкольного возраста.

Предлагаемый опыт работы педагога-психолога будет интересен воспитателям и родителям, всем, кто заинтересован во всестороннем развитии дошкольников.

    Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигналы окружающей среды. Такую функцию выполняет внимание.

Внимание является основополагающей частью развития познавательной сферы человека. Часто внимание сравнивают с лучом света, который освещает самое важное для личности. Этот луч света бывает разным: сильным и слабым, устойчивым и колеблющимся, узким и широким, хорошо и плохо управляемым. Всё это – свойства внимания.

Внимание позволяет дошкольнику сосредотачиваться не только на внешних свойствах и качествах предметов, явлений окружающего мира (внешнее внимание), но так же на собственных эмоциях, чувствах, действиях (внутреннее внимание).

С возрастом произвольное внимание у дошкольников постепенно возрастает, и к 5-6 годам ребёнок все больше сосредотачивается на своих мыслях и переживаниях, делает простые выводы и умозаключения.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения произвольного внимания у детей. Всё чаще проявляется неумение управлять не только вниманием, но и своим поведением. Развитие произвольности внимания является частью развития произвольного поведения в целом, которое определяет гармоничное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

Психокоррекционная работа по развитию у старших дошкольников произвольного внимания состоит из нескольких этапов:

1-й этап – первичное исследование уровня развития произвольного внимания детей 5-6 лет.

Цель данного этапа работы – определение уровня развития произвольного внимания детей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить уровень развития произвольного внимания объективными методами.
  2. Определить уровень развития произвольного внимания субъективными методами.
  3. Выявить нуждающихся в повышении уровня произвольного внимания путем отбора детей с наиболее низкими показателями по результатам исследований.

При работе с детьми используются следующие методики:

- Методика «Таблицы Равена»

- Методика Б. Бурдона «Корректурная проба»

- Методика Н. И. Гуткиной «Домик».

При работе с родителями и педагогами используются следующие методы:

- беседы,

- анкетирование.

По результатам диагностических исследований выявляются дети с низкими показателями произвольного внимания, которые объединяются в коррекционно-развивающие группы.

2-й этап – психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросу развития произвольного внимания.

Для просвещения родителей и педагогов проводятся родительские собрания, семинары, консультации с целью:

- информирования родителей о результатах диагностических исследований;

-  подготовки детей к школе.

3-й этап – организация и проведение цикла групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Цель занятий: развитие познавательной сферы детей 5-6 лет.

Основные задачи:

  1. Развивать и корректировать произвольное внимание, волю.
  2. Повышать уровень самоконтроля в поведении.
  3. Обучать детей настрою на занятие и различным приёмам ауторелаксации.

       Основные методы обучения:

  1. Этюды.
  2. Игры (словесные, дидактические, музыкальные).
  3. Упражнения (подражательно-исполнительного характера).
  4. Чтение художественных произведений.
  5. Рассказ взрослого.

          Организация коррекционно-развивающих групп.

       Группы формируются на основании результатов первичной диагностики произвольного внимания, наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей и педагогов.

    Каждая группа состоит из 6-8 детей. Основной признак, по которому составляются группы, - неустойчивое внимание. На каждого ребёнка составляется индивидуальная карта развития, в которой отмечаются результаты обследований и рекомендации.

   Принципы работы в коррекционно-развивающих группах:

  1. Организация занятий в игровой форме, что вызывает у детей интерес и повышает эффективность.
  2. Признание ценности и уникальности каждого ребёнка.
  3. Соблюдение чуткости такта по отношению к детям.
  4. Развитие позитивного межличностного взаимодействия детей в группе – поощрение взаимовыручки и взаимопомощи.

   Структура и содержание занятий:

     Курс состоит из 20 занятий. Занятия проводят 2-3 раза в неделю.

      Время занятий: 25-40 минут. Их продолжительность зависит от качества внимания, поведения детей.

       Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они Разнообразны и доступны детям по содержанию. Каждое занятие состоит из 3 частей.  Перед началом работы проводится настрой детей на занятие («Лобно-затылочная коррекция»).

    1-я часть занятия.Разминка: подготовка детей к выполнению основных занятий. Эта часть занятия включает в себя этюды, игры и упражнения, способствующие сосредоточению внимания.

    2-я часть занятия. Основная:         развитие и коррекция произвольного внимания, воли. Основная часть занятия состоит из игр и упражнений, развивающих разные формы внимания и его концентрацию.

    3-я часть занятия. – Произвольное расслабление: обучение детей различным приёмам ауторелаксации. Заключительная часть занятия способствует снятию у детей возбудимости, психомоторного напряжения.

   Занятия построены по принципу постепенного усложнения.

 

             4-й этап – индивидуальная работа с детьми по развитию произвольного внимания.

             Цель занятий: развитие произвольности познавательной сферы.

  Основные задачи:

  1. Развивать и корректировать произвольное внимание.
  2. Развивать волевые качества: усидчивость, терпение. Целеустремлённость.
  3. Развивать мелкую моторику.

         Основные методы обучения:

  1. Упражнения (подражательно-исполнительского характера).
  2. Беседа.

    Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

       Индивидуальная работа проводится с детьми, прошедшими курс коррекционно-развивающих занятий «Внимательный ребёнок», с целью повышения эффективности данной работы. Продолжается развитие у детей произвольного внимания и волевых качеств личности в индивидуальной, более дифференцированной форме. Кроме того, индивидуальные занятия развивают мелкую моторику и способствуют лучшей подготовке детей к школе.

    Индивидуальную работу может проводить психолог, воспитатель или родители.

    Принципы индивидуальной работы:

  1. Признание значимости и уникальности ребёнка.
  2. Увлекательная форма заданий.
  3. Поддержка и поощрение работы ребёнка
  4. Соблюдение чуткости и такта по отношению к ребёнку.

   Структура и содержание индивидуальных занятий:

   Курс должен содержать не менее 20 занятий. Занятия проводят не реже, чем 2 раза в неделю. Занятия проводят в индивидуальной тетради ребёнка, в удобное время, в комфортных условиях, в индивидуальном темпе. Время занятий зависит от особенностей ребёнка, качеств его внимания. Предлагаемые упражнения построены по принципу постепенного усложнения. Они интересны и доступны детям, могут дополняться другими играми и упражнениями, развивающие внимание.

         5-й этап – повторное исследование уровня развития произвольного внимания детей коррекционно-развивающих групп.

         Цель этого этапа – оценка результативности проведённой работы.

         Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  1. Повторно определить уровень развития произвольного внимания объективными методами.
  2. Повторно определить уровень развития произвольного развития субъективными методами.
  3. Провести анализ результатов повторного обследования детей и сделать вывод об эффективности проведённых занятий.

При работе с детьми повторно используются методы:

  - Методика «Таблицы Ревена».

  - Методика Б. Бурдона «Корректурная проба».

  - Методика Н. И. Гуткиной «Домик».

       При работе с родителями и педагогами повторно используются методы:

   - беседы.

   - анкетирование.

         По результатам повторных диагностических исследований определяют результативность коррекционно-развивающих занятий, заполняют индивидуальные карты развития детей.

        После завершения всех этапов работы проводится заключительное собрание с родителями и воспитателями, на котором проводятся итоги работы и даются рекомендации родителям и педагогам по закреплению у детей полученных навыков и дальнейшему развития внимания.

          Показателями эффективности проведённой работы являются:

   - уменьшение количества ошибок у детей при выполнении заданий;

   - уменьшение отвлекаемости, увеличение концентрации внимания;

   - повышение произвольности поведения, развитие волевых качеств; терпения; усидчивости; целеустремлённости.

 

 Литература:

«Развитие внимания и эмоционально – волевой  сферы  детей 5-6 лет».

Сост. Ю.Е. Веприцкая.- Волгоград: Учитель, 2010г.

 

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал