• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Дидактические игры экологического содержания

детиСреди многообразия игр для до­школьников особое место при­надлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это раз­новидность игр с правилами, спе­циально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей.  Эти игры направлены на решение кон­кретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспита­тельное и развивающее влияние игро­вой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры, обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении отдельных вопросов данно­го вида игровой деятельности. Это связано с поиском наиболее рацио­нальных и эффективных путей обра­зования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности и т. д.

Дидактические игры экологиче­ского содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосисте­мы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, фор­мируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской дося­гаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Существует классификация игр в зависимости от решаемых при их использовании задач.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

При проведении та­ких игр необходимо придерживаться следующих положений:

 -старшие дошкольники ощущают по­вышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;

-в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые раз­ные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологи­ческих представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего до­школьного возраста:

- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

- о человеке как части природы;

- о культуре поведения в природе.

Дидактические игры данной серии целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня сформированности  экологических представлений дошкольников.

Пониманию детьми содержащихся в дидактической игре задач, созданию особого эмоционального игрового настроения содействует включение в ее ход куклы, сказочного персонажа (Старичка-Лесовичка, Дедушки Зная), который объясняет правила игры, следит за их соблюдением, поощряет ребят.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Само по себе наличие экологиче­ских представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаи­модействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения эко­логической целесообразности.

Дидактические игры для вос­питания эмоционально-ценностного от­ношения к природе включают два блока:

1) игры для развития эстетического восприятия природы (чувства пре­красного в природе, эмоционального отношения к ней);

2) игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.

Суть дидактических игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдении или более близком контакте: прикосновении к растению,  животному, поглаживании ствола, листьев и т д.) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих дидактических игр необходимо учитывать следующее:

- у дошкольников должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

- игры лучше проводить в естественной природной среде (или в группе, если игра проводится с комнатными рас­тениями, животными уголка природы), чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (это имеет большое значение для развития эстетиче­ского, эмоционального восприятия природы);

- дидактические игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводить­ся с небольшой подгруппой детей (5-7 человек). Такая организация позволяет наладить тесный эмо­циональный контакт с детьми, вы­звать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с дру­гой — препятствует утомляемости, не задерживает ход игры;

- игры целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности стар­ших дошкольников.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмыс­ленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие — возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше ново­го, сверхинтересного и необычного для себя; во-вторых, создается определен­ное отношение к природе в целом и к конкретному ее объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и по­лезную информацию о природе, то есть появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внима­тельным к миру природы и ко всему, что в нем происходит, занимает пози­цию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзыв­чивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изуче­ния окружающей природы.

Основу дидактических игр для фор­мирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстни­ков, идет поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мо­тивировать свои решения.

Особенностью дидактических игр этого блока является то, что они не дают детям рецепт поведения в гото­вом виде, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям, что более ценно, нежели простое пред­ложение запретов и предписаний, в соответствии с которыми дети должны действовать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКИ

ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный харак­тер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические пред­ставления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природы прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Забо­титься о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях до­школьного учреждения — на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержа­ние экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за рас­тениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбах); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

Трудовую деятельность экологиче­ского содержания следует организо­вывать систематически, с постепенным ее усложнением. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети получали необходимые знания, умения, навыки коллективного и индивидуального труда Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших», находя­щихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целе­сообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т д.

Серия дидактических игр для при­общения старших дошкольников к посильной экологически ориенти­рованной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры со­держат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе  выполнения поручений.

Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания.

 

Литература

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» - 2006г.
  2. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7.
  3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
  4. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1991г.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336с.
  6. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание.1994г. №12. С.37 – 41.
  7. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
  8. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40 – 49.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
  10. Рыжова Н.А. Экологические игры //Дошкольное образование. – 2009г. №4.

 

Автор: воспитатель высшей категории  Силкина А.К.

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал