• Элемент дизайна
  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

  • Элемент дизайна

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 200 "Волшебный башмачок"

Главное меню


Нет наркотикам

 

Профессиональное здоровье педагога.

воспитатель и детиПоследние годы характеризуются повышенным вниманием к проблемам здоровья. Подтверждение тому – и ряд мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, и предложения специалистов о формировании новой политики в деле его охраны. Фактор здоровья все чаще оказывается в числе  приоритетных ценностей представителей разных профессий, в том числе педагогической. И что примечательно: его ценность осознают педагоги не только среднего возраста, но и 

Быть здоровым…. Это означает: производительно и творчески работать, находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Однако, сегодня даже молодые педагоги обращаются в медицинские учреждения с жалобами на недомогания, в частности в области сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, а также на заболевания неврогенного характера 

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Порой диструктивные эмоции подавляются в приказном порядке, но эффект от этого достигается противоположный – эмоциональное напряжение усиливается. Не справляясь с внутренними переживаниями, педагог пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций, но разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, нанося удары, от которых человек долго не может оправиться. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний как гипертония, язва желудка, мигрень и пр.

Профессия «педагог», иначе работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования нервов и сил. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показательей деятельности педагога, отчего зависят его и профссиональные успехи, и психологическое здоровье.

Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования….. Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на самочувствие.

Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганий.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется в агрессивной форме (окрики, гнев, раздражительность). Трудности вытекают из специфики трудовых функций.

В структуре деятельности воспитателя дошкольного учреждения выделяют функции, имеющие различное содержание. Касаются они охраны жизни и здоровья детей, собственно педагогической деятельности (планирование работы и её претворение на практике), организации воспитательно-образовательного процесса (создание условий для успешного воспитания детей), педагогического просвещения родителей (установление контакта с целью согласования воспитательного воздействия на ребенка, создания благоприятного микроклимата для его психологического развития), исследовательской функции (анализа опыта деятельности, исследование эффективных средств), функции самообразования.

Многообразие и сложность функций  вызывает определенные затруднения в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Ученые, исследующие эмоции, опираясь на многолетний опыт работы, признают необходимость их рациональной регуляции и считают, что причины проявления эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся:

  • Социальный  (изменения в системе общественных ценностей, повышенные психоэмоцилнальные нагрузки современной жизни, непрестижность профессии, недооценка общественной значимости дошкольного образования, неудовлетворенность социальным окружением на работе – «чисто женский коллектив);
  • Материально-бытовой     (условия жизни и быта, материально-техническое обеспечение работы, снижение жизненного уровня);
  • Фактор ответственности  (повышение ответственности за жизнь, благополучие,   физическое и психическое здоровье детей);
  • Фактор взаимодействия– неблагоприятная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: конфликтность в системах

- «руководитель-подчиненный»  (отсутствие оптимального руководства, невнимание к личности сотрудника, неудовлетворенность решениями руководства);

- «коллега-коллега»  (недобросовестное отношение к работе,  психологическая несовместимость коллег, неблагоприятный психологический климат;

- «педагого-ребенок» (нарушение дисциплины, непонимание ребенка, особенности современных детей;

  • Организационно-административный (перегруженность поручениями, открытые занятия, педсоветы, непродуманное введение  инноваций  нечеткая организация и планирование деятельности, завышенные нлрмы численности детей в группе детского сада;
  • Субъективные факторы, т.е. психологические особенности личности, личностные (мотивационные, эмоциональные, нравственные и др.) характеристики, провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным трудностям профессиональной деятельности. Результат их воздействия – «экономия» эмоциональных ресурсов («не обращать внимания», «беречь нервы», т.е. эмоционально игнорировать напряженную ситуацию). А это влечет за сбой разного рода негативные последствия и для самочувствия, и для здоровья.
  • Современная педагогика использует специальный термин – «эффективные учителя». К выжнейшим особенностям эффективности относят уверенность в себе и высокую самооценку, эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости. Педагог, принимающий себя как личность, как индивидуальность, стремиться к самореализации, самовыражению в деятельности. Это предполагает определение своих положительнвх качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования.

    Однако, вот что показывают специальные исследования: для значительной части педагогов характерна негативная Я-концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе. Недостаточно сформированы  и адекватные способы эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций.

    В этой связи естественно возникают вопросы:  как укрепить и восстановить профессиональное здоровье педагога? Что может способствовать формированию положительного самовосприятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя?

    Литература:     

    -статья О. Недосека  «Воспитатель ДОУ: о психологических особенностях его профессионального поведения»,  журнал «Дошкольнаое воспитание» №5, 2011, стр84

    -М.Зимирева «Повышение стрессоустойчивости педагогов», журнал «Дошкольная педагогика» №9, 2012 г

    Методист МБУ детского сада №200 «Волшебный башмачок» Дьячкова Наталия Михайловна

Сетевая инновационная площадка

Стажировочная площадка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Инновационная деятельность МАОУ

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества условий обеспечения образовательной деятельности

 

Консультационный пункт

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания

Контактная информация

Элемент дизайнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445056, Самарская обл, г. Тольятти, ул. Дзержинского, 1
Телефон: 8-8482-30-39-49, 8-8482-66-12-10
Факс: 8-8482-66-22-67
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти (ИНН 6321065882), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

Внимание! Персональные данные публикуются на официальном сайте МАОУ ДС № 200 "Волшебный башмачок"  в соответствии с нормативными документами РФ, а также локальными актами МАОУ: Политика в отношении обработки персональных данных, Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей (законных представителей), Положение об обработке и защите персональных данных работников учрежденияПолитика конфиденциальностиПоложение об официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Согласие на обработку персональных данных

Наш город

Портал Администрации городского округа Тольятти
Официальное интернет-представительство департамента образования администрации городского округа Тольятти
Образовательный портал городского округа Тольятти
АСУ РСО
Официальный сайт Центра информационных технологий
Тольяттинский образовательный вики-портал