Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Автор: воспитатель Еланская Татьяна Юрьевна
Тема НОД: «Опасные ситуации дома: огонь»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Задачи:
Формировать представления у дошкольников о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при не умелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности. Расширять представления детей о работе пожарной службы, о правилах поведения при пожаре, о работе службы скорой помощи, закреплять представления о том, что в случае необходимости нужно звонить по номеру - «01». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. (социально-коммуникативное развитие)
Закреплять представления о вреде и пользе огня. Формировать представления о свойствах предметов – выявить пожароопасные предметы. Развивать познавательно- исследовательский интерес, посредством проведения занимательных опытов, привлекать детей к экспериментам и наблюдениям. Развивать мышление, память, внимание. (познавательное развитие)
Развивать диалогическую форму связной речи. Развивать умение анализировать и аргументировать свои суждения. Развивать интерес к стихотворному жанру. Совершенствовать умение отгадывать загадки. Формировать интонационную выразительность речи. (речевое развитие).
Развивать двигательную активность, интерес к играм. (физическое развитие).
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– аудио запись
2. Материалы для деятельности детей:
– игры (дидактические, предметные)
– природные, подсобные материалы
– атрибуты для игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра)
– иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации)
– музыкальные инструменты (колокольчик)
- предметы, игрушки из разных материалов
– щит пожарный
3. Дидактический материал:
– серии картинок (Опасные ситуации дома, огонь друг, огонь враг),
– тексты (загадки)
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– демонстрационный модуль,
– магнитофон,
– диктофон (или функция диктофона на мобильном телефоне),
– ноутбук,
– аудиозаписи (звук сирены пожарной машины)
– видеозаписи (фильм о правилах поведения при возникновении пожара в квартире)
– оборудование для опытов (свеча, спички, подсвечник, пустая банка, песок, емкость водой, бумага, ткань, камень, железо, дерево, поднос)
ХОД НОД:
Звучит аудиозапись сирены пожарной машины.
Воспитатель – «Что издает звуки?» (обращает внимание на их громкость).
Дети догадываются, что это звук сирены пожарной машины.
1.Беседа «Куда едет машина и что могло случится»
Воспитатель просит высказать свои предположения о том, куда едет машина и что могло случится. (какая причина пожара)
Дети высказывают свои предположения.
2.Загадка о спичках
В ряд лежат они в коробках.
в красных шапках на головках.
Их. пожалуйста. не тронь -
Притаился в них огонь.
(Спички)
Дети отгадывают загадку, объясняют свой ответ.
3.Беседа с детьми «Огонь друг или враг?», показ картинок с ситуациями, когда огонь помогает или вредит человеку. (Приложение 1)
Дети рассматривают картинки, находят изображения, где огонь является помощником человеку, а где врагом. Объясняют свой выбор.
Воспитатель предлагает пройти в экспериментальную лабораторию и провести опыты с огнем
4.Опыты
Опыт №1 «Можно ли касаться зажженной свечи?»
Воспитатель зажигает свечу. Предлагает детям по очереди подойти и осторожно на расстоянии 15-20 сантиметров поставить ладонь над свечой.
Дети делятся своими ощущениями, делают вывод: огонь выделяет тепло.
Опыт №2 «Что горит, а что не горит?»
Воспитатель предлагает узнать, что горит в огне. Подносит по очереди к огню образцы материалов. (бумага, ткань, камень, железо, дерево).
Дети определяют пожароопасные материалы – бумага, ткань, дерево.
Опыт№ 3 «Способы тушения огня» (вода, песок, банка)
Воспитатель предлагает справиться с огнем. Воспитатель предлагает вылить воду на свечу, насыпать песок и накрыть свечу банкой.
Дети делают вывод: без воздуха огонь не может существовать. Огонь горит только на воздухе.
Воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам по каждому опыту
5.Д/И. «Горит или не горит»
Воспитатель приглашает детей принять участие в поиске предметов, которые горят (пожароопасные) и не горят. Предлагает разделиться на две команды и найти в лаборатории эти предметы. Дети делятся на две команды. Одна группа детей собирает предметы, которые горят, другая которые не горят (например, одна группа детей собирает предметы из дерева. Бумаги, ткани; другая – из железа, камня, стекла). Объясняют свой выбор.
6.Сюжетно-ролевая игра «Звонок в пожарную часть»
Воспитатель предлагает принять участие в игре «Звонок в пожарную часть». Уточняет у детей номер, по которому вызывают пожарных. Предлагает поиграть в игру «Алло! У нас пожар!» (звонок в пожарную часть).
Дети принимают участие в игре – называют и набирают номер в пожарную часть (01). Называют адрес происшествия. Объясняют, что случилось.
7.Физическая минутка «Пожарные»
Воспитатель предлагает принять участие в соревновании «пожарных». Объясняет правила игры.
Дети принимают участие в игре-эстафете «Пожарные» (по сигналу бегут, звонят в колокольчик, возвращаются, находят свое место в колонне).
8.Дидактическая игра «Опасные ситуации» (Приложение2)
Воспитатель объясняет, что причины возгорания в квартире могут быть разные. Предлагает найти те картинки, на которых изображены опасные ситуации в квартире, которые могут спровоцировать пожар. Предлагает объяснить свой выбор.
Дети рассматривают картинки, находят те, где есть опасные ситуации. Объясняют свой выбор.
9.Видеофильм «Правила поведения при пожаре»
Воспитатель предлагает посмотреть видео, о том, как нужно себя вести во время пожара, запомнить правила.
Дети внимательно смотрят. Объясняют правила поведения во время пожара.
10.Рефлексия
Воспитательпредлагает поделиться впечатлениями: «Я об этом давно знал. Я об этом узнал сегодня!»
Дети делятся впечатлениями.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3