Статья "Знакомство детей младшего возраста с игрушками родного края"

Знакомство детей младшего возраста с игрушками родного края. 

Статью подготовила воспитатель: Молгачева Алена Владимировна 

В настоящее время наиболее актуальной проблемой современного воспитания и обучения стало приобщение ребёнка к социальному миру в процессе формирования его личности, сохранение его уникальности и самоценности, включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности.  Решение данной проблемы  возможно  через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития. Дети все меньше и меньше смотрят и читают русские народные сказки, их все больше привлекают иностранные мультфильмы, часто с уродливыми и страшными героями, проблемами взрослых. Народная игрушка является носителем семейных традиций, формирует культуру, понимание красоты. Игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка.

Родители забывают о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются  основы будущей жизни ребенка, его взгляды, убеждения.  Народное искусство является не только национальным достоянием нашего народа, но и тонкой нитью, связывающей разные поколения.

В детском саду, знакомя детей, с изделиями, сделанными их бабушками, дедушками, мамами, папами,  прививается  любовь и уважение к старшему поколению, воспитывается  гордость за свой край, страну, где проживают, тем самым, воспитывая  нравственные принципы.  

Основными критериями отбора игрушек декоративно-прикладного искусства для младшего возраста является: доступность, интерес, привлекательность, яркость, многоцветность и возможность действовать с ней.   Развитие изобразительной деятельности детей, приобщение к народному декоративно-прикладному искусству, через ознакомление с народной игрушкой, способствуют развитию образного, пространственного мышления, освоению разных техник,  материалов. Дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают изобразительные навыки и умения, учатся мыслить и творить.

Знакомство с народной игрушкой нашего края проходило поэтапно. Первый этапмотивационный. Цель этого этапа вызвать интерес к игрушке, теме, заинтересовать и мотивировать ребенка на определенную деятельность.

В младшем возрасте это:  игровая ситуация, действия с игрушками, обыгрывание игрушки, сюрпризные моменты.

Второй этап - познавательный. На данном этапе дошкольники получают максимум информации об изучаемом  объекте, о художниках с произведениями которых  знакомятся, с их творчеством.

В младшем дошкольном возрасте используются следующие методические приемы: фото-выставки, загадки, разговор, беседа с детьми, рассматривание объектов ( свистулек и других лепных игрушек),чтение художественной литературы.

Третий этап – исследовательский. На данном этапе дошкольники знакомятся с разными способами, стилями и техниками изображения объектов.

В младшем дошкольном возрасте используются следующие дидактические игры и упражнения: д/и « Собери свистульку» (разрезные картинки); совместная продуктивная деятельность «Волшебная глина»- лепка; «Узоры для птички ( для собачки, котика и т.д.)»; д/и «Домик для птички» (подбор по цвету и орнаменту); д/и «Создай орнамент».

Четвертый этап – практический. Нацелен на то, чтобы дошкольники смогли применить полученные знания на практике, пропустить их «через себя», попробовать, что может дошкольник сделать самостоятельно.

С малышами проводятся: образовательная деятельность «Птичка-свистулька», «Игрушка-собачка (котик)», совместная деятельность с родителями, воспитателями, со старшими детьми (когда взрослые создают свистульки из глины, а дети расписывают их).

Пятый этап – творческий - творческая деятельность. На данном этапе дошкольники создают творческий продукт, т.е. – ожидаемый результат – это игрушка и условия для игры с ними.

В младшем возрасте - макет «Деревня «Свистулькино».

Шестой этап презентационный. Это демонстрация детского творчества, которая осуществляется в разных формах: выставки, мини-музеи, игровые уголки.

В результате,  погружаясь в красоту   народной игрушки мастеров нашего края, продукта своей деятельности, у детей развивается фантазия, воображение, творчество, самоутверждение,  желание к дальнейшему познанию, бережное отношение к продуктам декоративно-прикладного искусства, к игрушке народных мастеров.