КОНСПЕКТ непосредственной образовательной познавательно – исследовательской деятельности для подготовительной к школе группы по теме: «Широка страна моя родная»

КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной
познавательно – исследовательской  деятельности
 для подготовительной к школе группы по теме:
 «Широка страна моя родная»

 

Автор работы: Сорокина Марина Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории 

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. 

Задачи:

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Оборудование и материалы: посылка с письмом, коллекция значков, карты Самарской области и Тольятти, телефон, карточки с цифрами и примерами,Д/И «Собери правильно группу», иллюстрации достопримечательностей Тольятти, иллюстрации гербов городов Самарской области, аудиозапись гимна Тольятти, мольберт.

Ход деятельности:

Восп. Ребята, сегодня я получила посылку с письмом от Кроша, сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, мне очень понравилась коллекция Ежика, но так как его коллекция разлетелась по моей вине, я хочу подарить ему другую коллекцию, чтобы он не расстраивался. У меня есть несколько значков, но я не знаю, являются ли они коллекцией или нет? Прошу вас помогите мне собрать коллекцию для Ёжика, пожалуйста».

Восп. Ну что ребята, поможем Крошу?

Дети: Да.

Восп. А кто скажет что такое коллекция? (ответы детей) Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов, а коллекционировать значит собирать коллекцию каких-нибудь предметов.

- Предлагаю слово «коллекция» разобрать по звукобуквенному  составу.

Звукобуквенный  анализ слова «коллекция».

Восп. Давай те рассмотрим значки Кроша, являются ли они коллекцией. И дадим название коллекции?

- Что изображено на значках? («Гербы городов, сёл…»).

Где находятся города и сёла? (Они находятся в Самарской области).

- Давайте посмотрим карту и найдём эти местности.

Рассматривание карты Самарской области (отметить их месторасположение).

Восп. Эти значки являются коллекцией. Потому что  в коллекцию входят однородные предметы - значки. И у них общая тема, которая объединяет коллекцию - «Гербы» и называется она «Гербофалеристика».

- После работыя обязательно отправлю коллекцию  Крошу, так как у вас нет ещё документов.

Восп. Ребята, предлагаю отправиться в путешествие до Самары. На чём мы можем отправиться? (ответы детей).

- Что нужно сделать, чтобы за нами приехал автобус? (ответы детей: по телефону  обратиться в туристическое агентство).

Диалог детей с диспетчером туристического бюро. (диспетчер-воспитатель)

Восп. Предлагаю вам самим позвонить в туристическое агентство.

- Алло, диспетчер туристического бюро слушает.

- Здравствуйте, мы бы  хотели заказать автобус для экскурсии по городу.

- Назовите, пожалуйста, адрес, куда автобус должен приехать?

- К детскому саду № 200 «Волшебный башмачок», бульвар Гая 13.

- В каком районе находиться ваш детский сад?

- В Автозаводском.

- В каком квартале?

- 12.

- Спасибо, объяснили доступно. Ваш автобус № 215. Ожидайте.

Проблемная ситуация: Где взять автобус? Из чего сделать?

(Ответы детей: сделать автобус из стульев)

На стульях заранее прикреплены цифры не по порядку.

- Давайте поставим стулья по порядку - это будут наши места. (дети ставят стулья по порядку).

- Пока мы ждем автобус, предлагаю Д/И «Собери правильно группу» (флаг, герб, президент, губернатор, ФИО, Тольятти, Россия).

Д/И «Собери правильно группу»

- Ребята автобус подъехал. Я раздаю вам билеты, чтобы занять ваши места. (на билетах примеры - решение примера соответствует номеру места).

Решение примеров.

- И так все заняли свои места, мы отправляемся в город Самару.

Мы проезжаем свой родной город - Тольятти. Что вы знаете о городе, где живёте? Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей: завод, памятник преданности, памятник Татищеву и т.д.)

- Ребята как вы думаете, почему собаке поставили памятник? (ответы детей).

- А кто знает историю возникновения этого памятника? (ответы детей). История памятника началась с аварии в 1995 году, когда погибла молодая пара (хозяева собаки) на пересечение улиц Южное шоссе и Л.Яшина. Выброшенный во время ДТП пёс остался жив, и на протяжении семи лет ждал своих хозяев, вглядываясь в каждую проезжающую машину на месте, где он видел их живыми в последний раз. За это время собаку не раз пытались взять домой и приручить, но овчарка в любую погоду возвращалась на своё место, и принимала от сочувствующих горожан только еду. Клички его известно не было, поэтому в народе прозвали его «Верный» или «Костик» (уменьшительно-ласкательное от имени Константин, что в переводе с греческого означает «постоянный», «верный»).

Ребёнок: Стихотворение «Преданность Собаки».  Автор: Щукина Ольга

Семь лет ждала собака в холод и жару.
Думала хозяин, вдруг попал в беду.
Ходила по дороге, ходила и ждала.
Хозяин просто умер, собака не ушла.
А просто очень гордо, хозяина ждала.
А лапы отнимались, из глаз лилась слеза.
Не мог он так жестоко, бросить навсегда.
Собака всё сидела, собака всё ждала.
И тихо так на землю собака прилегла.
Закрыла тихо глазки, уснула навсегда!

Ребята, а вы знаете, что у Тольятти 2 герба? И чем они отличаются? (ответы детей). Один герб праздничный, а другой повседневный. (Демонстрация гербов Тольятти).

Продолжаем путешествие, итак, мы с вами приехали в город Жигулёвск. Мы приехали в речной порт, выходим из автобуса. Как называется река? (ответы детей) . Река Волга – самая главная река в Самарской области и самая большая река Европы. Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.

 Предлагаю рассмотреть гербы города, и отметить, что на них изображено.

Восп: Ребята, а кто скажет мне, что такое герб.

Дети: Герб – отличительный символ.

- Как  вы думаете, что гербы могут рассказать о городе? (ответы детей).Герб очень много может рассказать, например о местности и её богатствах, месторасположении, о профессиях людей, живущих в этих городах…

Восп: А у города Жигулёвска  есть герб?

Дети: Да!

Восп: Молодцы! Хоть город и молодой, он также имеет свой герб. А какой формы герб Жигулёвска.

Дети: Герб Жигулёвска в форме щита, в котором изображены наши горы Жигули и Жар-птица – символ матушки Волги.

Восп: Чем славиться  город?

Дети:  Жигулёвск, славиться Волжской ГЭС им. В.И. Ленина, нефтью, строительными материалами, природой Жигулей.

Восп:  Отправляемся путешествовать дальше по реке Волге, на теплоходе «Максим Горький».

Физкультминутка

«А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Восп:  Внимание, мы приближаемся к какому - то городу. Остановка! Давайте рассмотрим герб этого города. Что на нём изображено и как называется этот город? (ответы детей: Самара…)

- "В лазуревом щите, серебряный дикий козёл с золотыми рогами, червлёными глазами и языком и чёрными копытами. Щит увенчан императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою". А кто знает, почему на гербе изображён козёл?

- На гербе г. Самары изображен козёл на зелёном лугу.
Во все заволжские дали простирались бескрайние пастбища кочевников. По реке Самарке проходила граница двух великих степных государств: Ногайская орда и Казанское ханство. Ногайцы, киргизы, казахи перегоняли здесь огромные стада крупного рогатого скота курдючных овец. Местность была подходящей для скотоводства: море, травы и воды. Всю эту древнюю историю и воплощает в себе козёл на Самарском гербе.

- Самара является  центром Самарской области. Назовите губернатора Самарской области (ответы детей: Азаров Дмитрий Игоревич ).

- А кто из вас был в Самаре с родителями и что больше всего запомнилось? Какие достопримечательности вы можете назвать? (ответы детей: цирк, набережная, аквапарк, памятник Ленина и т.д.)

- Ну вот, подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться в наш родной город. Занимайте места в автобусе, мы возвращаемся.

(Звучит гимн Тольятти)

В конце занятия воспитатель спрашивает:

- Вот и закончилось наше путешествие! Где мы сегодня с вами были? Понравилось ли путешествие? (ответы детей)