КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной
познавательно – исследовательской деятельности
для подготовительной к школе группы по теме:
«Широка страна моя родная»
Автор работы: Сорокина Марина Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: посылка с письмом, коллекция значков, карты Самарской области и Тольятти, телефон, карточки с цифрами и примерами,Д/И «Собери правильно группу», иллюстрации достопримечательностей Тольятти, иллюстрации гербов городов Самарской области, аудиозапись гимна Тольятти, мольберт.
Ход деятельности:
Восп. Ребята, сегодня я получила посылку с письмом от Кроша, сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, мне очень понравилась коллекция Ежика, но так как его коллекция разлетелась по моей вине, я хочу подарить ему другую коллекцию, чтобы он не расстраивался. У меня есть несколько значков, но я не знаю, являются ли они коллекцией или нет? Прошу вас помогите мне собрать коллекцию для Ёжика, пожалуйста».
Восп. Ну что ребята, поможем Крошу?
Дети: Да.
Восп. А кто скажет что такое коллекция? (ответы детей) Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов, а коллекционировать значит собирать коллекцию каких-нибудь предметов.
- Предлагаю слово «коллекция» разобрать по звукобуквенному составу.
Звукобуквенный анализ слова «коллекция».
Восп. Давай те рассмотрим значки Кроша, являются ли они коллекцией. И дадим название коллекции?
- Что изображено на значках? («Гербы городов, сёл…»).
- Где находятся города и сёла? (Они находятся в Самарской области).
- Давайте посмотрим карту и найдём эти местности.
Рассматривание карты Самарской области (отметить их месторасположение).
Восп. Эти значки являются коллекцией. Потому что в коллекцию входят однородные предметы - значки. И у них общая тема, которая объединяет коллекцию - «Гербы» и называется она «Гербофалеристика».
- После работыя обязательно отправлю коллекцию Крошу, так как у вас нет ещё документов.
Восп. Ребята, предлагаю отправиться в путешествие до Самары. На чём мы можем отправиться? (ответы детей).
- Что нужно сделать, чтобы за нами приехал автобус? (ответы детей: по телефону обратиться в туристическое агентство).
Диалог детей с диспетчером туристического бюро. (диспетчер-воспитатель)
Восп. Предлагаю вам самим позвонить в туристическое агентство.
- Алло, диспетчер туристического бюро слушает.
- Здравствуйте, мы бы хотели заказать автобус для экскурсии по городу.
- Назовите, пожалуйста, адрес, куда автобус должен приехать?
- К детскому саду № 200 «Волшебный башмачок», бульвар Гая 13.
- В каком районе находиться ваш детский сад?
- В Автозаводском.
- В каком квартале?
- 12.
- Спасибо, объяснили доступно. Ваш автобус № 215. Ожидайте.
Проблемная ситуация: Где взять автобус? Из чего сделать?
(Ответы детей: сделать автобус из стульев)
На стульях заранее прикреплены цифры не по порядку.
- Давайте поставим стулья по порядку - это будут наши места. (дети ставят стулья по порядку).
- Пока мы ждем автобус, предлагаю Д/И «Собери правильно группу» (флаг, герб, президент, губернатор, ФИО, Тольятти, Россия).
Д/И «Собери правильно группу»
- Ребята автобус подъехал. Я раздаю вам билеты, чтобы занять ваши места. (на билетах примеры - решение примера соответствует номеру места).
Решение примеров.
- И так все заняли свои места, мы отправляемся в город Самару.
- Мы проезжаем свой родной город - Тольятти. Что вы знаете о городе, где живёте? Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей: завод, памятник преданности, памятник Татищеву и т.д.)
- Ребята как вы думаете, почему собаке поставили памятник? (ответы детей).
- А кто знает историю возникновения этого памятника? (ответы детей). История памятника началась с аварии в 1995 году, когда погибла молодая пара (хозяева собаки) на пересечение улиц Южное шоссе и Л.Яшина. Выброшенный во время ДТП пёс остался жив, и на протяжении семи лет ждал своих хозяев, вглядываясь в каждую проезжающую машину на месте, где он видел их живыми в последний раз. За это время собаку не раз пытались взять домой и приручить, но овчарка в любую погоду возвращалась на своё место, и принимала от сочувствующих горожан только еду. Клички его известно не было, поэтому в народе прозвали его «Верный» или «Костик» (уменьшительно-ласкательное от имени Константин, что в переводе с греческого означает «постоянный», «верный»).
Ребёнок: Стихотворение «Преданность Собаки». Автор: Щукина Ольга
Семь лет ждала собака в холод и жару.
Думала хозяин, вдруг попал в беду.
Ходила по дороге, ходила и ждала.
Хозяин просто умер, собака не ушла.
А просто очень гордо, хозяина ждала.
А лапы отнимались, из глаз лилась слеза.
Не мог он так жестоко, бросить навсегда.
Собака всё сидела, собака всё ждала.
И тихо так на землю собака прилегла.
Закрыла тихо глазки, уснула навсегда!
- Ребята, а вы знаете, что у Тольятти 2 герба? И чем они отличаются? (ответы детей). Один герб праздничный, а другой повседневный. (Демонстрация гербов Тольятти).
- Продолжаем путешествие, итак, мы с вами приехали в город Жигулёвск. Мы приехали в речной порт, выходим из автобуса. Как называется река? (ответы детей) . Река Волга – самая главная река в Самарской области и самая большая река Европы. Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.
Предлагаю рассмотреть гербы города, и отметить, что на них изображено.
Восп: Ребята, а кто скажет мне, что такое герб.
Дети: Герб – отличительный символ.
- Как вы думаете, что гербы могут рассказать о городе? (ответы детей).Герб очень много может рассказать, например о местности и её богатствах, месторасположении, о профессиях людей, живущих в этих городах…
Восп: А у города Жигулёвска есть герб?
Дети: Да!
Восп: Молодцы! Хоть город и молодой, он также имеет свой герб. А какой формы герб Жигулёвска.
Дети: Герб Жигулёвска в форме щита, в котором изображены наши горы Жигули и Жар-птица – символ матушки Волги.
Восп: Чем славиться город?
Дети: Жигулёвск, славиться Волжской ГЭС им. В.И. Ленина, нефтью, строительными материалами, природой Жигулей.
Восп: Отправляемся путешествовать дальше по реке Волге, на теплоходе «Максим Горький».
Физкультминутка
«А над морем - мы с тобою!»
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Восп: Внимание, мы приближаемся к какому - то городу. Остановка! Давайте рассмотрим герб этого города. Что на нём изображено и как называется этот город? (ответы детей: Самара…)
- "В лазуревом щите, серебряный дикий козёл с золотыми рогами, червлёными глазами и языком и чёрными копытами. Щит увенчан императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою". А кто знает, почему на гербе изображён козёл?
- На гербе г. Самары изображен козёл на зелёном лугу.
Во все заволжские дали простирались бескрайние пастбища кочевников. По реке Самарке проходила граница двух великих степных государств: Ногайская орда и Казанское ханство. Ногайцы, киргизы, казахи перегоняли здесь огромные стада крупного рогатого скота курдючных овец. Местность была подходящей для скотоводства: море, травы и воды. Всю эту древнюю историю и воплощает в себе козёл на Самарском гербе.
- Самара является центром Самарской области. Назовите губернатора Самарской области (ответы детей: Азаров Дмитрий Игоревич ).
- А кто из вас был в Самаре с родителями и что больше всего запомнилось? Какие достопримечательности вы можете назвать? (ответы детей: цирк, набережная, аквапарк, памятник Ленина и т.д.)
- Ну вот, подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться в наш родной город. Занимайте места в автобусе, мы возвращаемся.
(Звучит гимн Тольятти)
В конце занятия воспитатель спрашивает:
- Вот и закончилось наше путешествие! Где мы сегодня с вами были? Понравилось ли путешествие? (ответы детей)