ПЛАН – КОНСПЕКТ образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Широкая Масленица» с использованием конструктора LEGO для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

ПЛАН – КОНСПЕКТ образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» на тему: «Широкая Масленица» с использованием конструктора LEGO для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

составил:
воспитатель высшей категории Митюнина Елена Ивановна

 

 Тема по календарно-тематическому плану: «Культура и традиции» 

 Тема ОД: «Широкая Масленица» 

 Образовательная область: Речевое развитие 

 Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое. 

Задачи: продолжать совершенствовать монологическую речь. Формировать умение составлять рассказ-описание от первого лица. Упражнять в словообразовании при помощи суффиксов, подборе прилагательных. Обогащать словарный запас детей. Закреплять навык в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений. Развивать конструкторские навыки, художественный вкус, воображение, умение строить по условию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, активность, уверенность; воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа. 

Предварительная работа: Чтение закличек, стихов о Масленице, рассматривание иллюстраций народных гуляний, открыток, рисование на тему «Широкая масленица», беседа на тему «Как на Руси зиму провожали», слушание р-н. песен, посещение народных гуляний. 

Детская деятельность:коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно- исследовательская, самостоятельная.

Формы и методы организации совместной деятельности: диалоговое взаимодействие с воспитателем, рассказ-описание горки для катания на санках., дидактическая игра «Собери Чучело», «Какие бывают блины», п/и «Ты катись весёлый бубен», пальчиковая гимнастика «Блины», обследование снега, постройка по условию, составление описательных рассказов. 

Методы и приёмы: проблемная ситуация, поисковые вопросы, закличка, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра, п/игра, постройка горки из лего-конструктора, рассказ-описание 

Материалы и оборудование

Стимульный материал: чучело «Масленицы»

Материалы для деятельности детей: конструктор «Лего», бубен

Дидактический материал: Карточки разрезные, (иллюстрации) чучело

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон, диск с записью р. н. песни «Мы давно блинов не ели» 

Логика образовательной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Воспитатель, одетая в русский народный сарафан, вносит под русскую народную песню «Мы давно блинов не ели» чучело «Масленицы». Спрашивает детей: Вы узнали, кто это? Что она означает? (дети подходят к чучелу, проявляют интерес) Предлагает рассмотреть, потрогать Масленицу и ответить, во что наряжена Масленица? Какой сарафан? Какие узоры? Из какой ткани? Какого цвета ленты?  И т.д. (дети рассматривают Чучело, предполагают, что это Масленица, размышляют, отвечают на вопросы, подбирают прилагательные, описывая наряд).

Воспитатель проводит д/игру «Собери Чучело» (детям предлагается собрать картинку из разрезных карточек

Воспитатель задаёт вопросы: на какой праздник наряжают чучело? Что означает праздник «Масленица»? (дети размышляют, выдвигают предположения, отвечают, на вопросы)

Воспитатель: Этот праздник еще называют «Проводы зимы» или «Встреча весны». Отмечают его в конце февраля – в начале марта.

- А чем угощаются на Масленицу? - На что похожи блины?

- Блины символизируют солнышко! Они такие же горячие, румяные и круглые! (воспитатель добивается развёрнутых ответов

 Д\игра «Какие бывают блины»:

- Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто…(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…(блинок)

Огромный, как домище-назовём…(блинище) (дети отвечают по тексту, образовывают новые слова с использованием суффиксов 

Воспитатель: приглашаю вас на народное гулянье! (воспитатель ведёт детей по кругу и останавливается)

— Вот мы и оказались на народном гулянье! Воспитатель произносит закличку:

Веселись народ:

В гости Маслёнка идёт

С пирогами и блинами,

Весну под руку ведёт!

Будем петь, гулять-

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

Блинками баловаться!

Проводится П/и с бубном " Ты катись веселый бубен!"

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам (дети передают в кругу бубен, произносят текст игры, у кого бубен остаётся в руках, выполняют танцевальные движения 

Содержательно-деятельностный этап

Воспитатель рассказывает, что испокон веков люди веселились от души и устраивали игрища и потехи на Масленицу. Обращает внимание, что вокруг нет никаких развлечений! Воспитатель выдвигает предположение: это проказница Зима не хочет уходить, решила сорвать людям встречу весны и украла все праздничные постройки. Обращается к детям за помощью. (дети выслушивают, выражают готовность помочь)

Спрашивает: что необходимо для празднования Масленицы? (дети выдвигают предположения: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, сани)

- Из чего можно построить? (предлагают построить площадку с развлечениями из Лего –конструктора)

Воспитатель подводит детей к столам с приготовленными контейнерами с Лего-конструктором. В наборе имеются санки и лего -человечки. (дети занимают свои места за столами)

Пальчиковая гимнастика «Блины» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мама нам печёт блины.
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной (попеременно касаются стола ладонью и тыльной стороной ладони)
Стала Маша гостей собирать
И Иван приди
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди. (хлопают в ладоши, загибают поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого
Да Митрошечка,
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживают мизинец правой руки)
Стала Маша гостей угощать (хлопают в ладоши)
И Ивану блин
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке -мятный пряничек (загибают поочередно пальчики левой руки, начиная с большого, большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Воспитатель предлагает детям построить горку для катания на санях. Горка должна быть белого цвета, высокой, ширина соответствовать ширине санок, иметь ступеньки и перила. (дети приступают к работе) 

Речевой этап

Воспитатель предлагает выставить горки на подготовленную площадку и рассматривает готовые горки.

Проводит артикуляционную гимнастику:

«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 

«Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р.

 «Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р (дети выполняют артикуляционную гимнастику в соответствии с текстом, следуя образцу воспитателя)

Воспитатель предлагает составить рассказ от имени лего - человечка, который пришёл на народное гулянье и решил покататься с горки на санях. Выслушивает рассказы детей.

Оценочно-рефлексивный этап

Воспитатель подводит итог:

-Чем мы сегодня занимались на занятии?

-Что вы хотели построить и что у вас получилось?

- Что вызвало затруднения?

-Как вы думаете будут рады люди вашим горкам? Чем еще можно дополнить площадку для празднования Масленицы? (дети отвечают на вопросы воспитателя, обыгрывают постройки)