Из опыта работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Из опыта работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Федорова Н.А.

Социально значимой задачей в работе воспитателя является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с детьми с ТНР дошкольного возраста заставляет задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе.  Поэтому для работы с такими детьми, ищу различные методы для исправления недостатков речи: проводятся упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения по методике Сметанкина (БОС) – вдох через нос, выдох через рот в три раза длиннее.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Для развития мелкой моторики, использую материал Марии Монтессори (перебирание фасоли и гороха, материал на сортировку, материал из практической зоны и др.), различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры.

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности создаю доброжелательную обстановку, сглаживаю отрицательные проявления в поведении детей, связанные с переживанием за свой дефект (при дизартрии - неловкость, скованность), вселяю в ребенка уверенность в свои силы в преодолении речевых трудностей.

Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей. Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня многократно активизирую и закрепляю новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь.

Идет обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.

В работе воспитателя так же важным моментом являются вечерние индивидуальные задания учителя-логопеда (после полдника).

Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, организую параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, а для остальных детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

В индивидуальной работе с детьми применяю технологию проблемного диалога, которая побуждает воспитанников к самостоятельному или совместному формулированию темы, осознанию противоречий — «Какая будет тема?»«Чего мы не знаем?»«Так бывает или нет? Почему?»«Правильно ли я говорю (делаю)?»«Что оказалось лишним и по каким причинам?»«Что не соответствует?».

Дети постоянно практикуются в построении предложений, выстроенных с соблюдением логической последовательности слов, согласно правил и норм русского языка.

На развитие фонематического восприятия, использую метод намеренно «ошибочного» произнесения, подводя ребенка к анализу услышанного и его исправлению. Игры «Найди ошибку»«Послушай и исправь»«Правильно или нет» не только развивают слуховое внимание ребенка, но и подводят к анализу услышанного, обоснованию своего ответа.

Использование заданий на исключение 4-го лишнего предмета и продолжение ряда формируют у ребенка операции анализа услышанных звуков на слух, умение доказать выбранный ответ.

При выполнении упражнений «Отгадай загадку»«Закончи стихотворение» ребенок учится подбирать подходящие в рифму слова, соответствующие логическому смыслу произведения. Свой ответ ребенок должен обосновать, используя слова — подсказки из услышанного (загадки, стихотворения).

Использую технологию развития критического мышления «Так бывает или нет» (построение предложений с нарушенной логической последовательностью)«Исправь предложение»«Найди пару»«Соседи», закрепляя навык использования в речи сложных предложений, помогая дошкольнику устанавливать связи между словами и предметами. 

Важно помнить успех коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя. Каждый решает свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.