Статья «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

 Статья «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

 Учитель-логопед Назарова С.Н.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Если родители хотят, чтобы ребёнок хорошо обучался в школе, необходимо целенаправленно заниматься развитием его речи. Чтобы ребенок научился правильно  и последовательно излагать свои мысли, необходимо развивать связную речь.

У детей с общим недоразвитием речи недостаточный уровень развития связной речи:  ребёнок рассказывает об увиденном, услышанном и пережитом ежедневно: о себе, о своих прогулках,  путешествиях, праздниках и играх. Дети любят непринуждённо беседовать друг с другом, с интересом рассказывают наиболее запомнившиеся моменты из жизни. Но когда это становится учебной задачей, сразу возникает проблема: дети теряются, не могут подобрать нужные слова.

Данный факт связан, в первую очередь, с особенностями развития связной речи детей с ОНР: недостаточность предметного, глагольного словарей и словаря признаков не позволяют ребёнку подобрать нужное слово, ограничивают ребёнка в их выборе.

У большинства детей наблюдается и недостаточно полное понимание текста, поскольку для понимания содержания нужен, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений. Дети не понимают отдельные слова, вследствие этого многое из текста остается непонятным; улавливается лишь общий смысл рассказа. Таким образом, один из таких видов связной речи детей, как пересказ оказывается неполным, неточным из-за неправильного осмысления отдельных слов и связи между ними.

Смысл рассказа понимается неполно и из-за трудностей в осмыслении причинно-следственных и временных связей.

Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный её тип последовательность сложных соподчиненных отношений временных, пространственных, причинно-следственных связей.

К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск; перестановка членов предложений; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описание какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему).

Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания.

Причинами здесь являются: неумение выделить главный смысл услышанного; неумение развить, развернуть найденный смысл в полное последовательное сообщение; неумение обдумывать предстоящее высказывание в целом, выделять главное, планировать логически последовательное изложение своей речи.

В грамматическом строе речи распространены ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, в построении распространённых предложений.

В фонетическом плане дети неверно произносят несколько звуков, не различают их на слух и в произношении, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию.

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. 

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Учитывая особенности формирования  речи своих воспитанников, мы, прежде всего, обогащаем словарь детей: вводим новые слова и объясняем их значения, дети учатся объединять предметы в группы по общему признаку, подбирать синонимы к новому слову, а при знакомстве с художественным произведением выделять слова, значения которых могут быть непонятны детям и выясняют их смысл.

Большое значение имеет предварительная работа. Это активизация опыта, на основе которого будут построены рассказы. Например, часто используются наблюдения в природе, так как нередко рассказы из опыта связаны со знаниями о явлениях природы. Часто дети рассказывают об интересных мероприятиях, которые проходят в дошкольном учреждении: как мастерили поделки на выставку, как играли сказочные роли, яркие эмоции оставляют утренники, можно рассказать об участии в кукольных спектаклях и о многом другом.

Однако, какие бы усилия не прилагали педагоги, какие бы значительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с воспитателем и учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию, создать которую способен лишь родитель. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. Наша задача- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, а именно, в развитии связной речи. Интересуйтесь успехами своего ребёнка, посещайте занятия, беседуйте с ним дома и обогащайте его опыт наблюдениями, прогулками, рассматриванием различных объектов и явлений окружающей действительности!