Статья (из опыта работы) «Технологии и методы развития любознательности и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО»

Статья (из опыта работы) «Технологии и методы развития любознательности и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО»

 автор: учитель – дефектолог Чумаева Г.Г.

 

Целевые ориентиры федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения характеризуют ребенка как любознательного, инициативного, активного и заинтересованно познающего мир.

Познавательная активность или любознательность – это стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Как говорил французский писатель Анатоль Франс: - «Любознательность – создает ученых и поэтов».

Растить детей  любознательными нужно для того, чтобы сформировать у них познавательный интерес. Он же в свою очередь, является неотъемлемым союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На основе  познавательного интереса развивается и творческая инициатива, и самостоятельность в решении умственных задач, и активное отношение к окружающему. 

Любознательность и познавательный интерес теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового и являются основой для формирования мотивов учебной деятельности.

Современные условия жизни требуют от детей умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, рассуждать. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого познавательного интереса ко всему окружающему. 

Важной особенностью любознательности яв­ляется и то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышает работоспособность ребенка, дарит радость больших и малых открытий, освобождает от апатии и безучастности. При наличии любознательности, знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоя­нием личности.

Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить и уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и перенести его на практическую деятельность.

Познавательная активность - важный компонент умственного развития дошкольника и тесно связана с такими психическими  процессами, как внимание, память, воображение, восприятие, мышление, речь.

Любознательность дошкольников с нормальным развитием проявляется в том, что они задают много вопросов познавательного характера, стремятся глубже  познать предметы окружающего мира и пытаются понять хотя бы элементарную зависимость между ними. Дети стремятся длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства, особенности предметов и явлений и проявляют эмоционально-познавательную активность.

Познавательная деятельность детей с ЗПР отличается специфическими особенностями, которые характеризуются:

мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

В отличие от сверстников с нормальным развитием, познавательный интерес дошкольников с задержкой психического развития отличается низкой познавательной активностью. Дети менее любопытны, не проявляют активности в беседах, в обсуждении виденного и наблю­даемого. Они не задают познавательных вопросов, а если и испытывают в этом потребность, то их  вопросы имеют характер, относительно знакомых предметов и явлений, не углубляясь в суть причинно – следственных закономерностей явлений или событий.

Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие эмоционального отношения к выполняемой деятельности, заинтересованности в результате выполняемого задания. Они быстро пресыщаются и готовы в любой момент ее прекратить.         

Я, учитель – дефектолог. Основное направление моей работы - развитие познавательной деятельности и высших психических функций дошкольника с задержкой психического развития. Поэтому, одна из  приоритетных задач в моей работе - создание зоны интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.

Практическая деятельность показала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Чтобы привлечь своих детей к изучению учебного материала, и тем более удержать внимание на нем, я активно использую в коррекционно-развивающей работе следующие методы и технологии:

Занятия построены на сюжетно - игровой основе, с использованием разнообразных красочных наглядных и дидактических пособий. Подобранные занимательные задания, с учетом индивидуальных особенностей детей, активизируют познавательный интерес, развивают наряду с познавательными процессами, самостоятельность, инициативность, творческие способности, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

В немалой степени развитию любознательности способствует использование средств информационно-коммуникативной технологии (ИКТ).

По сравнению с традиционными формами, использование средств ИКТ в коррекционно-развивающем процессе, обладает рядом преимуществ:

Для детей средней группы с задержкой психического развития в соответствии с программным материалом по ознакомлению с художественной литературой, я разработала мультимедийные презентации, знакомящие детей со сказкой («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»).

Эти занятия проводятся с использованием проектора. Вместо привычного традиционного игрового момента, инициатором которого выступает, как правило, педагог, в этих презентациях место педагога выполняет персонаж  Бабушки - сказочницы. Что сразу привлекает внимание детей,  способствует пробуждению у них любопытства.

Просмотр мультимедийной презентации, с движущимися и озвученными персонажами, а не чтение книги, с демонстрацией иллюстраций, значительно способствует развитию любознательности и познавательного интереса детей. Это позволяет им удерживать и концентрировать внимание на протяжении всей сказки. Им интересно, кто же появится следующий, как он будет выглядеть? чем это закончится?

Эта серия занятий сопровождается элементами драматизации.

Для детей старшей и подготовительной группы, с использованием презентации, разработаны занятия по формированию элементарных математических представлений по разделу: «Ориентировка в пространстве», «Цвет. Форма. Величина». Наряду с образовательными, в эти презентации включены задания, решающие коррекционно - развивающие задачи:

Для  индивидуальной работы (ноутбук) разработаны компьютерные игры - презентации, направленные на развитие:

В коррекционно-развивающем процессе активно участвуют родители, тесно сотрудничая и взаимодействуя с учителем-дефектологом. Эти задания они могут использовать для закрепления пройденного материала, развития наглядно-образного мышления и свойств внимания дома.

В совместной образовательной деятельности, которая носит игровой характер, регулярно используется планшет. С его помощью, игровые организационные моменты могут представляться в виде видеописьма, проблемной ситуации, приглашения и т.п. от любимых детьми героев. Это в значительной степени повышает уровень их мотивации, активизирует познавательный интерес.

В образовательную деятельность по формированию целостной картины мира я включаю элементы опытно – экспериментальной и опытно-практической деятельности.Такая форма работы тесно взаимосвязана с воспитателями, которые проводит пропедевтическую работу в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми.  

С учетом возрастных и индивидуальных особенностей группы в соответствии с комплексно-тематическим планированием, подобраны опыты по формированию представлений о мире природы и предметов:

Использование элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. 

Немалую роль играет и личный пример педагога: проявление личной заинтересованности, эмоциональности и выразительности; отказ от авторитарного общения, необоснованных запретов, отрицательного оценивания дошкольника. Все это создает в группе положительный  психологический  микроклимат и способствует проявлению любознательности и познавательной активности.    

Особое значение для развития любознательности и формирования познавательного интереса у детей с ЗПР имеет организация развивающей  предметно – пространственной среды.

Оборудование и материалы в группе размещается по центрам развития:

Мы стремимся к тому, чтобы развивающая предметно– пространственная среда   отвечала следующим требованиям:

Используемые педагогические технологии и методы развивают у дошкольников познавательную деятельность, повышают познавательную активность, способствуют любознательности, развивают психические функции детей с ЗПР.

Таким образом, я считаю, что применение в образовательном процессе современных образовательных технологий помогает расширить диапазон методических подходов  в работе с детьми, повысить свой профессиональный уровень, изменить отношение к организации и проведению педагогической работы в соответствии с ФГОС ДО.