План-сценарий педагогического тренинга для молодых специалистов по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду
Автор: воспитатель Смирнова Н.Г.
Методы и формы организации сюжетно-ролевой игры:
- целевой подбор соответствующего игрового материала и его размещение в доступном виде;
- участие педагога в играх;
- использование художественного слова (потешек, прибауток, песенок, стихотворений, рассказов, сказок);
- организация бесед, наблюдений, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к книгам;
- создание игровых ситуаций;
- драматизация знакомых произведений;
- создание атмосферы доброжелательности, сердечности;
- положительная оценка взрослым действий ребенка;
- связь между обучением и игрой.
Следует ли осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой? Каким образом?
Роль педагога заключается в том, чтобы затеять с детьми совместную игру, участвуя в ней в качестве доброжелательного игрового партнера. Не имеет смысла давить на ребенка или занимать доминирующую позицию, поскольку интерес возникает только там, где есть свобода.
Если дети почувствуют, что педагогу так же интересно играть с ними, как им самим, если он деликатно, чувствуя себя игровым партнером, «вбрасывает» новые сюжетные повороты, ролевые ходы, привлекает в игру всех желающих - игра будет подхвачена самими детьми.
Когда педагог увидит, что игра начинает разворачиваться и обретать собственную силу, когда в игре начинают выделяться лидеры, которые могут вести игру дальше, он может незаметно выйти из игры, предоставив детям возможность играть без непосредственного участия взрослого.
Как развивается сюжетно-ролевая игра от группы к группе?
В психолого-педагогической науке принято выделять несколько этапов развития сюжетно-ролевой игры:
Первым этапом является манипулирование с предметами, что свойственно детям конца первого года жизни. На этой ступени игра сливается с предметной деятельностью. В процессе игры-манипуляции идет освоение физических свойств вещей и предметов. Ребенок познает и собственные возможности воздействия на предмет.
1. На этом этапе важно развивать у детей зрительную и слуховую сосредоточенность, обучать их действиям с предметами, что явится предпосылкой для перехода игровой деятельности на качественно новую ступень.
Второй этап (от 1,5 до 2,5 лет) характеризуется переходом от манипулирования к воспроизведению игровых действий с предметами, которые ребенок освоил в совместной игре со взрослым, причем вначале ребенок повторяет эти действия вслед за взрослым в совместной игре, а потом переходит к воспроизведению игровых действий без обязательного присутствия взрослого.
2. Воспитателю следует заботиться о дальнейшем развитии сосредоточенности, наличии игрушек, действия с которыми показывались взрослыми, об обогащении детей новыми впечатлениями.
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы в игре дети воспроизводили не только отдельные действия с предметами, но и цепочку их (девочка моет куклу, кормит, укладывает спать).
3. На рубеже третьего года жизни в развитии игры происходит скачок- появляется роль.
Сначала это игры рядом. В результате обогащения ролевых действий появляются совместные, коллективные игры. Характерные игры на бытовые темы (связанные с жизненным опытом).
4. По мере роста и развития ребенка, расширения его представлений об окружающем меняется характер и содержание игровой деятельности. Дети переходят к играм с производственным сюжетом, а затем к играм, отражающим разнообразные явления общественной жизни.
Какие нравственные качества развиваются у ребенка в игре?
- ответственное отношение к выполняемой работе;
- стремление хорошо справиться с обязанностями;
- взаимопомощь и коллективный характер труда;
- сопереживание чувствам и целям, которыми ребенок проникается в процессе игры;
- умение ориентироваться в отношениях между людьми.
От чего зависит умение ребенка играть?
- условия для возникновения и развития игровой деятельности на предшествующих этапах (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровой деятельности, необходимых игрушек и пособий и правильное расположение их в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошим самочувствием);
- методика руководства игровой деятельностью (методы и приемы, направленные на улучшение эмоционально-положительного состояния детей, обеспечение активности играющих, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, воспитание положительных взаимоотношений и других нравственных качеств).
Для детей, свободно владеющих различными способами построения игры свойственны «многотемные» сюжеты, что является показателем высокого качества игры.
Конфликтные ситуации, возникающие между детьми в ходе игр, и пути их разрешения
? Во время игры в «больницу» сразу несколько детей хотят выполнять роль врача, назревает ссора. Какой должна быть реакция воспитателя?
? Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль. Каким образом дать возможность выполнять эту роль другим детям?
- не предлагать игр, не соответствующих возрасту;
- помочь освоить правила игры.
Защита проектов по организации предметно-пространственной игровой среды
1. Предварительная работа:
- педагогический коллектив каждой группы (всего три группы) создает вместе с детьми модель игрового пространства;
- рассматриваются все предложения, высказанные детьми;
- проводится планирование игровых центров (на бумаге);
- создается план-карта или макет игрового пространства группы.
2. Представляются три проекта.
Каждый проект оценивается с точки зрения актуальности, новизны, творчества. Отмечается наиболее понравившаяся идея.
3. С учетом высказанных предложений составляется общий проект в виде макета, модели или карты-схемы.