Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет на тему «Важные дела»
Автор:
воспитатель первой квалификационной категории Ерохина Вера Яковлевна
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей:речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- беседы о необходимости труда в жизни человека, о трудолюбии;
- беседа о профессиях;
- дидактическая игра «Профессии»;
- чтение рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»;
- наблюдение за работой помощника воспитателя;
- работа со схемами (ТРИЗ технологии);
- разучивание песни «Будем мы белье стирать»;
- заучивание стихотворения С.Михалкова «Важные дела»;
- знакомство с пословицами.
Задачи:
Материалы и оборудование
- иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны»,
- иллюстрации о профессиях (учитель, повар, плотник, музыкант, портной, врач, продавец, художник, пожарный, полицейский),
- картинки (предметы по профессиям),
- схемы деятельности помощника воспитателя,
- фонограмма песни «Будем мы белье стирать»,
- элементы костюмов и предметы для драматизации (утюг, посуда, фартук, лекарства, ведро, грабли, корм цыплятам, корзина, грибы),
- жетончики-пословицы,
- цветы красного, желтого и синего цветов.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пожаловал - это мальчик из старшей группы, Максим. Он пришел в группу, лег на бочок и сказал, что он ничего не хочет и не любит делать. Максим только обещает стать трудолюбивым, а на самом деле у него это никак не получается.
Чтение стихотворения «Кающийся лентяй»
Каждый год он на лень свою злится:
Через год перестану лениться!
Каждый месяц себе он клянется:
Через месяц работа начнется!
Каждый день он себе заклинает:
Завтра новую жизнь начинаю!
Каждый час говорит он, вздыхая:
Все, последний часок отдыхаю!
Исправляется с каждой минутой,
Но работа стоит почему-то.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому человеку необходимо трудиться, ведь именно труд приносит пользу и делает человека красивым. Как вы думаете, без чего человек не может жить? (Ответы детей)
Воспитатель: А еще человек не может жить без труда. Поможем это понять нашему гостю Максиму?
В лесах на горах, у морей и у рек –
Повсюду мы братьев найдем.
Везде, где русский живет человек,
Он Родину славит трудом…
Рассматривание иллюстраций из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Воспитатель: Ребята, из какого рассказа эта иллюстрация? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно,эта изображение из рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».
Воспитатель: По мнению героя рассказа Пети, для чего людям руки нужны? (Ответы детей) (чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить, камешки в речку бросать)
Воспитатель: А вы, ребята, как думаете, для чего нужны руки человеку? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, руки нужны человеку для того, чтобы трудиться. Руки должны быть трудовыми, рабочими, «которыми вся жизнь, весь большой свет держится».
Рассматривание иллюстраций из цикла «Профессии разные нужны, профессии всякие важны»
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на эти иллюстрации и расскажем Максиму, какую пользу приносят люди разных профессий.
Игра «Расскажи о профессии»
(дети поочередно называют профессии и говорят о назначении данного труда)
Учитель… - учит детей в школе писать, читать, считать.
Повар… - готовит разные блюда для детей и взрослых
Плотник… - изготавливает и ремонтирует предметы обихода из дерева
Музыкант … - пишет музыку и исполняет её
Портной…. - кроит и шьёт одежду для детей и взрослых
Врач…. - лечит и назначает профилактические прививки детям и взрослым
Продавец…. - продает всё необходимое для людей
Художник… - рисует картины, иллюстрации
Пожарный… - тушит огонь, спасает людей
Полицейский… - следит за порядком в городе
Воспитатель: Ребята, для каждой профессии нужны специальные предметы. Давайте проверим, все ли здесь правильно?
Игра «Да - нет» (ТРИЗ)
(дети перечисляют необходимые предметы для каждой профессии, находят ошибки) (Приложение 1)
Воспитатель: Знаете ли вы, кем работают ваши родители? (Ответы детей)
Беседа о сотрудниках детского сада
Воспитатель: Ребята, каждая работа важна. Вы ходите в детский сад, где вас
окружают заботой разные люди. Кто трудится в детском саду? (Ответы детей)
Воспитатель: Рядом с вами всегда находится, помощник воспитателя – Валентина Фёдоровна. С утра и до вечера, не покладая рук, она старается для вас. У помощника воспитателя есть план-подсказочка для работы. Заглянем туда и расскажем, чем занята весь день Валентина Фёдоровна.
Игра «На что похоже» (ТРИЗ)
(Детям предлагается рассмотреть карточки-схемы, обозначающие различную деятельность помощника воспитателя, выбрать и отгадать значение каждой (Приложение 2)
Воспитатель: Ребята, а вот и наша любимая группа. Здесь изображены все предметы, которых касаются золотые руки Валентина Фёдоровна. Давайте внимательно посмотрим и попробуем сравнить их. (Приложение 3)
Воспитатель: А помогаете ли вы Валентине Фёдоровне? (Ответы детей)
5.Физкультминутка (взята с образовательного портала http://www.maam.ru)
Дети поют песню «Будем мы белье стирать», изображая ее содержание:
1. Будем мы белье стирать, сжимают пальчики в кулачки и разжимают
Крепко пальчики сжимать. имитируя стирку белья
Чистым станет все белье:
И мое, и твое.
Припев: Влево – вправо, влево – вправо, поочередно сгибают и разгибают
Вверх и вниз, вверх и вниз. руки в локте
Влево – вправо, влево – вправо.
Чистота – вот наш девиз!
2. А теперь пора отжать, имитация отжимания белья
Крепче пальчики сжимать.
Чистым станет все белье:
И мое, и твое.
3. Чтоб повесить – все встряхну, имитация встряхивания белья
И прищепкой защипну.
Дует ветер на белье,
На мое, и твое.
Воспитатель: Вот какие помощники в группе! Ребята, но ведь вы помогаете не только взрослым в детском садике, но и дома родителям. Давайте расскажем об этом Максиму, а он послушает и поучится трудолюбию.
Дети выбирают элементы костюмов для драматизации по мотивам стихотворения
Драматизация стихотворения С.Михалкова «Важные дела»
- Я без работы не сижу –
Сама в руках утюг держу.
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу!
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна.
- Мы разбиваем огород.
У нас немало с ним хлопот.
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна.
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень.
- Немало дела детворе!
В труде живем, не тужим мы.
Дела есть дома, во дворе,
А, главное – вот здесь, в «Кораблике».
Рассказывание пословиц и поговорок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Максим встал с постели, заинтересовался тем, о чем мы с вами говорили. Он, наверное, больше не будет лениться, а станет трудиться, ведь труд приносит пользу всем окружающим. Давайте поделимся с Максимом народной мудростью, ведь мы знаем много пословиц о труде. Они спрятаны в эти маленькие жетончики (воспитатель показывает детям условные цветовые модели, обозначающие пословицы).
Воспитатель: Давайте наполним ладошки Максима этими пословицами – подсказками, чтобы он не забывал о необходимости труда в жизни человека.
Дети поочередно преподносят мальчику Максиму условные жетончики и произносят пословицы:
Воспитатель: Хорошие пословицы! Они пригодятся Максиму в жизни, как и полезное стихотворение-напутствие.
Ребенок читает стихотворение В.Брюсова «Работа»:
Великая радость – работа
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета, -
Все счастье земли – за трудом!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассказали мальчику Максиму из старшей группы о важном труде помощника воспитателя, о вашей помощи ей. Наверное, мы его исправили, и теперь он станет трудолюбивым. Наверное, он захочет прийти к нам в гости еще.
Подведение итогов.
Рефлексия «Цветочная поляна»
Воспитатель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится трудиться, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится – то жёлтые цветочки. Если было неинтересно, скучно - посадите синие цветочки.
Ребята, я вижу, что вам очень всё понравилось! Я рада!