Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» для детей 6-7 лет с использованием технологии ТРИЗ. Тема: «Сказка в гости к нам пришла»»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» для детей 6-7 лет с использованием технологии ТРИЗ.
Тема: «Сказка в гости к нам пришла»»

 

Автор:
воспитатель Морозова Т. В.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Развивать познавательный интерес. Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, воображение. (познавательное развитие)

Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Формировать умение выделять отличительные признаки путем сравнения.

Упражнять в составлении предложений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать словарный запас детей. (речевое развитие)

Формировать умения детей использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера. (художественно-эстетическое развитие)

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умения выслушивать ответы сверстников.(социально - коммуникативное развитие)

Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в движении, снятия напряжения. (физическое развитие)

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок.
Знакомство с символами (ТРИЗ).
Рассматривание иллюстраций «Герои сказок».
Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка.
Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация.
Знакомство с художниками — иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем.
Использование ИКТ. 
Д.и. «Сам себе сказочник».
Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино». 

Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая деятельность: «Угадай по голосу», «Исправь ошибку», «Скажи наоборот», «Узнай по тени», «Портреты - линии».
Социально-коммуникативная деятельность: беседа, обсуждение различных ситуаций, игра.
Двигательная деятельность: физминутка, психогимнастика.
Познавательно-исследовательская деятельность: эвристическая беседа, схематичное моделирование. 

Методы и приемы
1.Словесные: вопросы к детям, рассказывание, рефлексия.
2. Практические:воображаемая ситуация, игровая ситуация «В гостях у сказки», использование графической аналогии (ТРИЗ).
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, опорных картинок.

Материалы и оборудование
Стимульный материал: «Цветок» — ориентир, медали-сюрпризы.
Дидактический материал: иллюстрации к игре «Узнай по тени» иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон, аудиозаписи, СД-диски, мольберт, указка, фланелеграф, две физкультурные дуги. 

Логика образовательной деятельности

Мотивационно-целевой этап

Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле- ориентир (цветок).

Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.
- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».
- Назовите свою любимую сказку.
Дети называют сказку и садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.
Воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —ориентир.
В: Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».

Содержательно-деятельностный этап

Игра «Угадай по голосу»

- Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.

Дети называют персонажей.

Звучит аудиозапись. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

-Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

Игра «Исправь ошибку»

-Вот конверт, в нём сказка про Красную шапочку.

Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка.

Ответы детей:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и …
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей…
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете.
- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
И т.д.
- Все ошибки разгадали
И ответы мы нашли.
Нужно дальше нам идти.

Игра  «Скажи  наоборот»
-По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём.
(Мостик - две дуги.)

- Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.

Дети проходят между дугами, после того, как каждый назовёт слово –антоним.
-Весёлый — грустный,
-Добрый — злой,
- Смелый — трусливый,
-Старый — молодой,
-Сильный — слабый,
-Здоровый — больной,
-Умный — глупый,
- Вежливый — грубый,
- Сытый — голодный,
- Могучий — слабый,
- Озорной — послушный,
- Ленивый — трудолюбивый.
 «Мостик» убирается. На полу — цветы — ориентиры. На мольберте — «тени» сказочных персонажей.
Дети встают, каждый, около своего ориентира.

Игра «Узнай по тени»
- Волшебник спрятал героев.
Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим.
- Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

Ответы детей:

-Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч. (по мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение)

- Всех героев вы узнали, молодцы! А сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка (взята с образовательного портала «Воспитатель»,http://detsadd.narod.ru)
ЦАРЬ ГОРОХ
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Игра «Портреты - линии»
- Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.
- Какая это линия?
(Воспитатель показывает волнистую линию на карточке.)
Ответы детей

-Это волнистая линия.
- Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
-Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
- Перечислите героев сказок с таким характером.
- Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
- А почему вы так думаете?
 (Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
- Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
 (На доске ломаная линия.)
- Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
- Нет
- На что похожа эта линия?
- Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
- Так значит герои, обладающие каким характером, могут быть изображены этой линией?
- Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
- Перечислите их.
 (Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)

- Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
- Верно, как зовут этого героя?
Иван-Царевич.
- Какой линией можно его нарисовать?
- Можно нарисовать прямой линией.
- Почему? Какой он по характеру?
- Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.
 Перечислите героев, которые обладают таким характером.
 (На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)

- Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.
 (Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)

- Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
- Его зовут Буратино.
- Какой он по характеру?
- Весёлый, озорной, смешной.
- Почему такой линией? На что она похожа?
- Она похожа на улыбку.
- Какие персонажи с таким характером вам известны?
- Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.
-Молодцы! Вы правильно рассказали о героях.
А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.
Звучит музыка, дети строят круг и выполняют различные фигуры.

Психогимнастика.
 «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри
Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кощей
И Мальвина, и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.
Дети проходят на свои стулья.

Оценочно-рефлексивный этап
- Вот и пришла пора нам возвращаться.
- Что запомнилось больше всего во время нашего путешествия по сказкам?
 «Верить в сказку - это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».

 Воспитатель раздаёт детям по раскраске со сказочным героем.