Статья для педагогов: «Интеграция двигательной, речевой и познавательной деятельности в процессе проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Автор: Гребенюк Елена Александровна, инструктор по физкультуре
МБУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок»
Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Одним из эффективных путей воздействия через физическое развитие является организация и проведение физкультурных занятий с элементами интеграции, охватывающих определенные виды деятельности детей в дошкольном учреждении, включающая в себя, разнообразные виды физических упражнений и позволяющая реализовать естественную потребность детей - восполнить дефицит двигательной активности. Преимущества физкультурных занятий с элементами интеграции заключается в формировании повышенного интереса не только к физической культуре и спорту, но и к другим видам деятельности, предлагаемым детям.
Мы предлагаем вашему вниманию видеофильм «Презентация подвижных игр».
Задачи:
1. Совершенствовать у детей умение бегать с увертыванием и сменой направления; выполнять прыжки в разных направлениях, с продвижением вперед, с преодолением препятствий.
2. Закреплять умение метать в вертикальную неподвижную цель.
3. Вызывать у детей интерес к подвижным играм, придуманным другими детьми.
4. Формировать у детей умение создавать образ, задуманный в движении, опираясь на изображение.
5. Развивать монологическую речь детей в процессе презентации своей подвижной игры. Развивать у детей умение задавать уточняющие вопросы. Поощрять у детей желание и умение общаться на заданную тему.
6. Развивать умение применять математические знания в сложившейся ситуации.
7. Развивать двигательное творчество и креативное мышление.За несколько дней до занятия детям старшего дошкольного возраста было предложено:
Основная масса детей очень любит играть в подвижные игры, вспоминает их названия. Малая часть детей может в монологической речи объяснить цель и правила подвижной игры. Только 3 человека придумали свои подвижные игры. Все дети старшего дошкольного возраста нашего ДОУ были ознакомлены с этими играми, с интересом в них поиграли, но в свободной детской деятельности эта тема не была развернута: дети по прежнему в группе, на прогулке и на физкультурных занятиях играли в подвижные игры, предложенные взрослым. Отсюда пришло желание провести игровое занятие «Презентация подвижных игр», на которое были приглашены авторы новых подвижных игр.
Для проведения вводной части занятия инструктор придумал, какие виды движений может выполнить ребенок, имитируя разных животных. После этого, совместно с воспитателем была разработана презентация с изображением животных (жираф, слон, лиса, белка, кенгуру, обезьяны). Она помогла на занятии вызвать положительные эмоции у детей, разнообразить движения, изменяя темп, амплитуду, мимику лица, что отражалось на качестве выполнения задания. Детям был предложен игровой прием: набрать большее количество ракушек за наилучший образ благодаря интеграции физкультурной и познавательной области (математической) повысился интерес к данной игре.
В основной части занятия детям было предложено 4 подвижных игры: с бегом, прыжками и метанием. Центром каждой части занятия становился отдельный ребенок, не только придумавший свою игру, но и умеющий с интересом ее представить. Например, к игре «Лягушки и комары» ребенок сделал коллаж, в котором скрывалось название и описание игры (фото 1 см. в конспекте «Презентация подвижных игр»)
Для поддержания ролевого интереса ребенок вместе с мамой изготовил маски-лягушки (фото 2 см. в конспекте «Презентация подвижных игр»)
Для активизации участников занятия был использован игровой прием – голосование. Для автоматизации навыка прыгать в разных направлениях, с продвижением вперед, преодолевая препятствия, 2 ребенка придумали разные игры, о которых они должны были рассказать интересно, увлекательно и доступно. Та игра, которая набрала большее количество голосов, была проведена первой. Ребенок, набравший меньшее количество голосов, был расстроен этим фактом, но это побудило его через несколько дней после занятия усложнить свою игру.
Для игры «Меткий стрелок» ребенок в совместной со взрослым деятельности изготовил план своей игры (фото 3 см. в конспекте «Презентация подвижных игр»)
Данная игра показала умение детей ориентировать в пространстве с помощью схемы-плана, способствовала развитию математических способностей. Дети подсчитывали количество необходимых снарядов, добавляя необходимое количество предметов для получения нужного числа. Подводя итог игры и выбирая самого меткого стрелка (у кого в «башне» было больше горожан), дети приняли решение засчитывать одного горожанина каждому стрелку, если в него попало несколько мячей.
В заключительной части занятия детям было предложено сделать «круг дружбы», потому что в ходе занятия дети подружились, стали коллективом. Вопрос инструктора: «Трудно ли придумать свою подвижную игру?» вызвал утвердительный ответ «Легко!» Глаза детей горели искорками счастья, которые дают сочетание двигательной и умственной работы.
Детям было предложено нарисовать себя, играющим в подвижную игру, для того, чтобы создать «Альбом подвижных игр». В свободной детской деятельности в детском саду и дома дети нарисовали рисунки и альбом получился разнообразным. По рисунку каждый ребенок мог легко воссоздать в речи полюбившуюся подвижную игру.
Основной целью этой работы было побудить детей самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками. Развить умение заразительно объяснять игру так, чтобы детский коллектив (в детском саду и во дворе) смог самостоятельно поиграть.
Основными целями проведения ОД являются:
Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе проведения физкультурных занятий способствует эффективному решению как оздоровительных, так и воспитательных и образовательных задач.
Оздоровительные задачи:
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
При составлении плана-сценария ОД, учитываем следующие моменты:
Работа по придумыванию детьми подвижных игр была распространена среди педагогов старших дошкольных групп и с интересом продолжена.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку-знающим, неумелого-умельцем. Словно, волшебная палочка, игра может изменить отношение к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В играх педагог может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские и творческие способности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействии на каждого из детей. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними белее тесный контакт.
Таким образом, в процессе одного ОД решаются задачи из разных областей. Это способствует не только закреплению двигательных навыков и умений детей, а так же происходит развитие познавательных способностей дошкольников на фоне высокого уровня двигательной активности, в результате постепенного возрастания физической и психической нагрузки. Реализуется принцип преемственности, обеспечивающий непрерывное развитие и воспитание ребенка в дошкольном учреждении, что делает процесс образования целостным, расширяется индивидуальный двигательный опыт у детей, прослеживается вариативный подход к процессу образования и воспитания детей в ДОУ. Формируется интерес к физической культуре и спорту.
Результаты работы с использованием интеграции при проведении ОД заключаются в том, что дошкольники являются активными участниками творческого процесса придумывания, организации и проведения подвижных игр. У детей развивается познавательный интерес и повышается самостоятельная двигательная активность - они самостоятельно готовы предлагать и организовывать подвижные игры.
Литература: