Использование физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой

физкультминутка детейКаковы основные требования к физкультминуткам на занятиях с умственной нагрузкой?

Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Для того, чтобы их использование было эффективным важно знать основные требования к ним:

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотво­рения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно использовать 3—4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены его структурные части.

 

Какие подвижные и дидактические игры целесообразно включать в физкультминутки?

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использовать­ся на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижно­сти, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части, в любое, по усмотрению воспитателя, время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром ин­тересны игры с персонажами животных: «Мышеловка», «Заинька»; при ознакомлении с трудом взрослых и формировании представле­ний о трудовых действиях — такие игры, как «Ленок» и др.

При ознакомлении с природой уместны в качестве физкультми­нуток игры «Огородник», «Березка», «В зоопарке».

Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.

 

Как включить в физкультминутку элементы танца?

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих де­тей.

Под классическую мелодию дети могут в танце произвольно изоб­ражать падающие листья («Осень в лесу»), птиц («Танец аистов»), животных (танцуют лягушки, комарики и т. д.).

Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее на­строение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

 

Как использовать тексты стихотворений на физкультминутках?

Физкультминутки под тексты стихотворений в практике дошколь­ных учреждений используют чаще всего. При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

Какие двигательные действия и задания могут быть использованы в качестве физкультминуток?

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые дви­гательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием за­нятия.