Использование здоровьесберегающих технологий в специализированной группе детского сада (из опыта работы воспитателя)
Воспитатель Балотникова Ольга Валентиновна
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
В нашем саду комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства: укрепление, сохранение здоровья наших воспитанников. Мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, используем в работе здоровьесберегающие технологии.
В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных
мероприятий:
· Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
· Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).
· Утренняя гимнастика.
· Гимнастика после сна.
· Дыхательная гимнастика.
· Пальчиковая гимнастика.
·Артикуляционная гимнастика.
· Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.
·Физминутки.
· Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
· Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия.
· Правильная организация прогулок и их длительность.
· Соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями).
· Мытье прохладной водой рук по локоть.
· Самомассаж
· Витаминотерапия
· Неделя здоровья (2 раза в год).
· Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, которые проводят воспитатели, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.
· В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников.
· Осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом).
Вышеперечисленные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие детский сад, ежегодно осматриваются врачом педиатром, старшие группы узкими специалистами.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
• родительские собрания,
• консультации,
• конференции,
• конкурсы,
• спортивные праздники,
• праздники здоровья,
• семейный клуб,
• беседы,
• личный пример педагога,
• практические показы (практикумы),
• индивидуальные беседы.
Большое внимание уделяется просветительной работе с родителями. Оформляются папки передвижки ,ширмы для родителей на различные темы: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др. Размещаются статьи, консультации для родителей в социальных сетях.
Таким образом, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.