Статья «Эффективность приминения аддитивных заданий в дошкольном обучении детей 6-7 лет с задержкой психического развития»

Статья «Эффективность приминения аддитивных заданий в дошкольном обучении детей 6-7 лет с задержкой психического развития»

Ю. А. Урих
Воспитатель МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти,
Самарской области 

В настоящее время педагогические коллективы в дошкольных образовательных организациях интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Одна из основных задач педагогов ДОО – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Аддитивные задания (от слова аддитивность – прибавляемый) – это задания по конструированию с объемных изображений.

Использование аддитивных заданий оказывает важное значение в воспитании и обучении дошкольников с ЗПР. Аддитивные задания не только наиболее интересный способ работы с детьми, который дает возможность широко использовать данное средство  в оформительских целях (открыток к праздничным датам, оформление выставок, пособий и т.д.), но и способ  развития речи детей, психических процессов детей с ЗПР, зрительного восприятия, воображения, формирования пространственных представлений.

Cоздавая объемные изображения своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами не только развивает мелкую моторику, но и дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

При использовании аддитивных заданий предполагается соединение игры, труда, развития, обучения и творчества в единое целое, что обеспечивает единое решение образовательных и воспитательных задач. Образовательная задача проводится в игровой деятельности, в ее основе лежит создание оригинальных творческих изображений. Проводимые действия с бумагой, предметами и т.д. развивают у дошкольников с ЗПР способность работать руками, и тем самым у них совершенствуется мелкая моторика рук и развивается точность движения пальцев.

По содержанию аддитивные задания могут быть:

– предметными, состоящие из отдельных изображений (лист, дерево, цветок, гриб, дом, птица и т.д.);

– сюжетными, отображающие совокупность действий, событий («Зима в лесу», «Полет в космос», «Салют Победы» и т.д.);

– декоративными, включающие необычные узоры, орнаменты, которыми можно украсить предметы.

Сюжетно-тематические аддитивные задания развивают умения вырезать и наклеивать различные предметы, соответствующие заданной теме или сюжета («Колобок от бабушки ушел», «Путешествие Незнайки», «Птицы летят на юг», и т.д.).

Перед ребенком ставят следующие задачи:

- вырезать предметы, при этом показывать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (большой колобок и маленькие деревья; Незнайка больше планеты и т.д.);

- выделить главные предметы и выделить основные действующие лица, которые связаны с местом действия и с обстановкой (колобок ушел по дорожке, птицы летят в небе). Главные нужно выделить размером, цветом, размещением композиции среди других предметов;

- передать характерные особенности персонажей или их действия через позу, жесты, одежду (колобок встретился с медведем, при этом фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу); 

- расположить предметы на плоскости основ, при этом указывая высоту предметов (улица города, детский хоровод);

- создать двуплановые композиции – ниже, выше, ярче цветом, уменьшая размеры (лодки в море, улетающие птицы в небе в дали);

- подобрать и целесообразно применять цвет и его сочетания для передачи состояния погоды, времени суток, отношения к изображаемому объекту и явлениям (зима в лесу, желтые листья и т.д.).

Также существуют задания по типу «незавершенные предложения», для детей с ЗПР можно предложить серию таких заданий например: «Кошка мяукает, а корова… (мычит)», «Собака – животное, а паук… (насекомое)», «Зимой – мороз, а летом… (жара)», «Волк воет, а сверчок… (стрекочет)».

Можно использовать задания по типу «придумай новое слово». Педагог называет слово, а ребенок должен изменить звук, например такие слова как «сон, сок, пил».

Существуют аддитивные задания по типу «закончи рассказ». Для детей с ЗПР можно предложить серию таких заданий, например: воспитанники придумывают начало рассказа или его завершение, либо придумывают продолжение рассказа по плану педагога. Также можно использовать серию картинок, по которым дети придумывают окончание рассказа.

Еще один вариант - задания по типу «слова-приятели». Для детей с ЗПР можно предложить серию таких заданий. Например : педагог говорит слово, а дети придумывают слова наоборот (антонимы) «холодный – горячий», «день – ночь», «грустно – радостно» и т.д.

При подборе заданий важно учитывать уровень развития, а также индивидуальные возможности детей с ЗПР. Задания не должны быть сложными, должны вызывать интерес детей для сохранения мотивации в процессе выполнения здания. 

Таким образом, использование аддитивных заданий в коррекционно-образовательном процессе помогает развивать не только мелкую моторику рук, но и психические процессы детей с ЗПР, развивать зрительное восприятие, воображение, формировать пространственные представления. Данные задания способствуют также воспитанию терпения и целенаправленности.